Авиакомпании теперь могут на законных основаниях отказать в перевозке человеку с ограниченными возможностями. Такое решение принял Верховный суд РФ. Согласно его постановлению, авиаперевозчик может не пустить на борт инвалида, если в салоне самолета отсутствуют условия, необходимые для его безопасного полета.
Таким образом суд отклонил ходатайство Общества защиты прав потребителей "Общественный контроль в действии" (ОДПП). Организация требовала признать незаконным приказ, принятый в 2007 году Министерством транспорта. Этот документ дает авиакомпании право отказать в перевозке пассажирам на носилках или в инвалидном кресле, если в самолете нет необходимого оборудования.
Юрист ОЗПП Дмитрий Лесняк на заседании Верховного суда отметил, что оспариваемая норма является дискриминационной по отношению к инвалидам и не соответствует действующему законодательству. "У Общества вызывает недоумение пункт, предоставляющий перевозчику право отказать в перевозке при отсутствии условий. Мы полагаем, что это позволяет перевозчику необоснованно дискриминировать некоторых лиц", — приводит РАПСИ его заявление.
Его коллега Алексей Давыдкин убежден, что правила отечественных перевозчиков фактически лишают инвалидов права на свободное передвижение, а перевозчики делают вывод о состоянии здоровья человека лишь исходя из того, на чем он передвигается. Юрист подчеркнул, что в инвалидной коляске может в любой момент оказаться каждый человек.
Между тем представитель ответчика Дмитрий Коновалов напомнил о другой норме, в соответствии с которой перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор с пассажиром, если тот по состоянию здоровья требует особых условий, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц. Это, по его словам, создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц. "Если отменить эту норму, не будет регулирован вопрос о перевозке данных лиц. Но нужно ведь обеспечивать перевозку и других пассажиров. Так, возможно, придется сокращать количество обычных мест, обустраивая инвалидов в самолетах, для таких перевозок не предусмотренных", — сказал Коновалов.
Как бы там ни было, ОЗПП уже намерено обжаловать постановление суда. "Будем обжаловать это решение в апелляционной инстанции и добиваться удовлетворения наших требований, поскольку мы считаем наше заявление вполне обоснованным. Когда инвалиду отказывают в перевозке, это действительно нарушает его права и нарушает международные обязательства РФ", — сказал председатель Общества Михаил аншаков в интервью "Русской службе новостей".
Депутата Госдумы, член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Владимира Крупенникова сегодняшнее решение суда удивило. Об этом парламентарий заявил в эфире радиостанции "Вести ФМ".
"Я, мягко говоря, удивлен решением суда, потому что буквально недавно в первом чтении Госдума приняла поправки в Воздушный кодекс, которые обязывают и авиаперевозчиков, и аэропорты оказывать ряд услуг для инвалидов. В том числе, иметь необходимые технические средства для посадки-высадки пассажиров, предоставлять инвалидные коляски и иметь обученный персонал по работе с инвалидами, — сказал Крупенников. — Самое главное — в этих поправках к Воздушному кодексу говорится, что отсутствие таких технических средств и условий для перевозки не является причиной для отказа. Закон в ближайшее время будет принят во втором, в третьем чтениях — я думаю, до конца года. Я надеюсь, что это решение суда не будет иметь никакого значения".
В октябре этого года широкий общественный резонанс получила история с авиакомпанией Air Berlin, которая не пустила в самолет группу российских инвалидов, среди которых был депутат Владимир Крупенников. Лайнер следовал рейсом из Москвы в Дюссельдорф. Капитан воздушного судна согласился взять на борт только двух человек из шести. Немецкая авиакомпания объяснила это тем, что ее правила разрешают провозить на одном самолете только двух инвалидов-колясочников. Инвалиды заявили, что будут отстаивать свои права в суде. Они надеялись, что таких ситуаций удастся избежать, если будут приняты поправки в Воздушный кодекс. На этот инцидент отреагировал тогда и российский МИД. В ведомстве отказ пустить на борт инвалидов назвали грубым нарушением прав человека.