Россияне о 100 книгах для внеклассного чтения: нужно добавить классики

Создание списка из 100 книг для школьников, сформированного по инициативе президента РФ Владимира Путина, вызвало немало споров. Социологи решили выяснить, как россияне относятся к такому перечню книг для внеклассного чтения и какие произведения туда стоило бы добавить.

Создание списка из 100 книг для внеклассного чтения, сформированного по инициативе президента РФ Владимира Путина, вызвало немало споров. Активнее всего обсуждали включение в него произведений современных авторов. В Общественной палате, например, придерживаются мнения, что некоторые из таких книг окажут пагубное влияние на неокрепшее сознание школьников.

Некоторые депутаты отмечали, что список литературы для внеклассного чтения, конечно, нужен, но в первую очередь стоит уделить внимание школьной программе по литературе. Так, например, по словам главы аппарата фракции КПРФ в Госдуме Нины Останиной, в школьную программу попали совершенно случайные произведения, а другие — важные и нужные — из нее пропали.

Социологи решили выяснить, как граждане страны относятся к созданию такого списка. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, результаты которого показали: большинство наших сограждан поддерживают эту инициативу. Однако респонденты советуют добавить в список больше классических произведений.

О списке из 100 книг, которые должен будет прочитать каждый школьник помимо школьной программы, известно 40% опрошенных. Что касается книг, включенных в этот перечень, о них имеют представление, прежде всего, высокообразованные респонденты (14%). Кроме того, о них осведомлены респонденты, в чьей домашней библиотеке имеется более 100 книг (12%). И только 8% опрошенных сообщили, что знают, какие именно произведения вошли в этот список.

Саму идею формирования такого перечня поддерживают три четверти россиян (72%). Активнее всего – женщины (75%), а также те, кто имеет дома менее трехсот книг или не имеет книг вовсе (73-76%). Не против создания такого списка те, кто не знает, какие книги в него входят (80%). Противники этой инициативы в меньшинстве – их всего 14%.

Последние объясняют свою позицию тем, что у детей должна быть свобода выбора книг (33%). К тому же, поясняют они, учебная нагрузка на школьников и без того велика (22%). 14% респондентов считают, что в школьной программе и без того достаточно литературы. Еще 12% уверены, что подобные списки не заставят школьников больше читать, и потому не имеют смысла в принципе.

Говоря о книгах, которые стоило бы включить в этот список для внеклассного чтения, россияне чаще всего говорят о классике (8%) или об исторической литературе в целом (4%). Впрочем, некоторые респонденты называли также книги, которые и так входят в школьную программу. Так, 6% опрошенных вспомнили "Анну Каренину" и "Войну и мир" Льва Толстого. 5% респондентов упомянули произведения Александра Сергеевича Пушкина, такие как "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка". 4% россиян на вопрос о том, какие книги они бы сами включили в список, ответили расплывчато – "историческую литературу".

Еще 3% респондентов отметили произведения Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание", "Идиот" и "Братья Карамазовы". По 2% опрошенных отметили произведения Лермонтова, Чехова и Булгакова.

Кроме того, респонденты отмечали "книги про Великую Отечественную войну", "патриотические книги", литературу по психологии, произведения, "воспитывающие нравственность и уважение". Называли также религиозную литературу, стихи и сказки. Правда, о каких конкретно авторах и произведениях идет речь, респонденты не уточняли. 49% респондентов, впрочем, вообще затруднились ответить на вопрос, какие книги стоило бы обязательно прочесть школьникам.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ прошел 15-16 февраля 2013 года. В нем участвовали 1600 человек в 130 населенных пунктах России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.