Госдума приняла правительственный проект закона "Об образовании"

Новый закон об образовании в РФ принят Госдумой в первом чтении. В том случае, если документ вступит в силу, он заменит два действующих базовых документа — "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были утверждены в 1992 и 1996 годах соответственно.

 

Новый закон об образовании в РФ принят депутатами Госдумы в первом чтении. В том случае, если документ вступит в силу, он заменит два действующих базовых документа — "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были утверждены в 1992 и 1996 годах соответственно.

Проект, предложенный правительством, устанавливает общие принципы, регулирующие отношения в системе образования. Кроме того документ закрепляет государственные гарантии реализации права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями.

По словам инициаторов, проект, хотя и сохранит преемственность с действующим законодательством, но предусмотрит новые возможности для повышения качества образования. В частности, документ предусматривает возможность получать образование бесплатно и в негосударственных учебных заведениях.

Кроме того, документ призван облегчить доступ детей к дошкольному образованию. "Оно может быть обеспечено как в форме семейного образования, так и в образовательном учреждении, причем не только в детских садах, но и в дошкольных группах при школах и так далее", — уточнил Ливанов.

Главным образом, законопроект нацелен на предоставление учащимся возможности выбора индивидуальной учебной программы — как в самой образовательной организации, так и вне ее. Чиновники предполагают, что достичь этой цели можно будет благодаря активному сотрудничеству образовательных учреждений и использованию дистанционного и электронного обучения.

"Впервые закрепляются особенности образовательной деятельности — при получении образования гражданами, которые проявляют выдающиеся способности, гражданами с ограниченными возможностями здоровья, а также реализации образовательных программ в таких сферах, как искусство, культура, медицина, оборона и безопасность государства", — цитирует комментарий Ливанова ИТАР-ТАСС.

Предусматриваются и нормы, которые обеспечивают открытость образовательных учреждений и программ для учащихся и их родителей. "Принцип открытости реализуется путем закрепления на законодательном уровне уже апробированных на практике механизмов — участие заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении образовательными организациями, в оценке эффективности через проведение общественной аккредитации, участие работодателей в подготовке государственных образовательных стандартов", — пояснил министр образования.

При этом согласно законопроекту, образовательные организации могут быть обязаны завести сайт с минимально необходимой для потребителей информацией.

Еще одно новшество — процедура так называемой "независимой оценки качества образования, которая позволит специализированным организациям проводить оценки деятельности образовательных организаций, определять достоверность информации о качестве образования и его соответствия запросам потребителей". Кроме того, запланировано формирование "нового института педагогической экспертизы в отношении тех нормативно-правовых актов, которые затрагивают вопрос обучения и воспитания".

Несмотря на то, что документ был в итоге принят, его обсуждение не обошлось без дискуссий. Так, член думского комитета по образованию единоросс Григорий Балыхин, ранее возглавлявший Рособразование, отметил, что к проекту закона есть ряд замечаний.

"Прежде всего, уточнения требует норма, касающаяся возможности установления органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления за счет средств их бюджетов дополнительных гарантий и мер соцподдержки педагогическим работникам, — констатировал парламентарий. — Это касается компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг сельских учителей, а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, в случае, если они проживали и проработали в сельской местности не менее 10 календарных лет".

По мнению Балыхина, необходимо уточнить, формулировки, касающиеся госаккредитации образовательных учреждений и образовательных программ, так как текст не проясняет типологию образовательных организаций высшего образования и не ясны критерии установления таким организациям определенной категории.

"Следует уточнить цели и критерии присвоения образовательной организации высшего образования категории "федеральный университет", а также кем разрабатываются программы развития таких вузов", — заявил Балыхин.

Не ускользнуло от его внимание и то, что законопроект, вопреки сложившейся практике, почему-то не указывает, что должность ректора является выборной. "Представляется целесообразным сохранить сложившуюся традицию академических свобод и сохранить действующие законодательные нормы, когда ректор выбирается трудовым коллективом и утверждается соответствующим министерством", — убежден парламентарий.

Наконец, в тексте сейчас прописана норма, заключающаяся во введении федеральных государственных образовательных стандартов к образовательным программам дошкольного образования. "В связи с этим представляется проблемной возможность государственной итоговой аттестации, как необходимого индикатора освоения стандартов уровня дошкольного образования", — констатировал Балыхин.

"Комитет отмечает, что имеются опасения в том, что эта ситуация может привести к неоправданным и педагогически необоснованным действиям по подготовке дошкольников к этой аттестации", — резюмировал единоросс.