К решению судьбы бывшего сотрудника АНБ Эдварда Сноудена, который прилетел в Москву из Гонконга, после чего следы его затерялись, привлечено множество важных лиц. Начальник ФБР Мюллер активно переговаривается по телефону с начальников ФСБ Бортниковым. МИД РФ ведет неустанные беседы с зам. госсекретаря США Бернсом и послом США в Москве Макфолом. Уровнем выше в риторике упражняются госсекретарь США Керри и глава МИД Лавров.
Керри указывает: "Мы надеемся на то, что российская сторона осознает, что к данному делу следует относиться со всей серьезностью. Мы стремимся к сотрудничеству, Сноуден должен быть передан властям США. Нет необходимости в эскалации конфронтации с Россией".
Лавров удивляется такой напористости: "Мы считаем абсолютно необоснованными и неприемлемыми попытки, которые мы сейчас наблюдаем, обвинять российскую сторону в нарушении законов США и чуть ли не в заговоре, да еще сопровождаемые угрозами в наш адрес. Каких-либо правовых оснований для подобного поведения американских должностных лиц не существует".
Наконец, к обсуждению судьбы Сноудена подключается и президент РФ Владимир Путин: "Он, как транзитный пассажир, так в транзитном зале и находится до сих пор. Господин Сноуден – человек свободный. Чем быстрее он выберет конечную точку своего пребывания, тем будет лучше и для нас, и для него. В любом случае, я бы предпочитал не заниматься такими вопросами, потому что это все равно, что поросенка стричь — визга много, а шерсти мало".
В одном отношении президент, безусловно, прав. Визга, в самом деле, чрезвычайного много, сенаторы США просто рвут и мечут, причем, вряд ли это связано с прямым ущербом, нанесенным разведывательной деятельности американцев.
Никакие секретные явки Сноуден не попалил, никаких секретных агентов не выдал. Что касается его сообщения, что американские и британские спецслужбы бдительно следили за всеми, причем не только за партнерами (понятие "партнер" вообще растяжимое), но и за официальными союзниками вроде Германии, то таким ли уж страшным сюрпризом это оказалось. Много ли было воскликнувших: "Кто бы мог подумать?". Давно замечено, что разведку интересует все. "Все" — это означает и свата, и брата, и удивляться этому есть признак крайней наивности.
Есть, конечно, вбросы о том, что Сноуден заготовил в надежных местах информационные бомбы, которые будут приведены в действие, если с ним что-нибудь случится, но кто же из играющих со спецслужбами по-крупному и уж тем более кто же из заигравшихся не делал таких обещаний. Вспомним хоть покойного Бориса Абрамовича.
Основная причина негодования, у некоторых американских политиков доходящего до бешенства, в том, что не сработала система быстрого и неотвратимого наказания. Сноуден по-прежнему вне досягаемости США, и оплеуха, которую он нанес американским спецслужбам, остается неотомщенной. Ревнители государственных интересов США замечают: "Эдак и страха ни в ком не будет". Их можно понять. Охотников щелкнуть спецслужбы по носу всегда будет много, а особенно много их будет, если это дело окажется ненаказуемым. Другое дело, что России нет надобности принимать в чужом пиру похмелье. "Я — не я, и лошадь не моя" — в данном случае лучшая политика.























































































