Эксперт: всеобщая жестокость особенно проявляется в детях

Психиатр-криминалист, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал о том, что происходит с нашим обществом, и почему люди становятся более жестокими.

Психиатр-криминалист, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаил Виноградов в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал о том, что происходит с нашим обществом, и почему люди становятся более жестокими.

Осеннее обострение психических заболеваний, по словам Виноградова, играет некоторую роль в увеличении числа случаев проявления жестокости. Однако уровень агрессивности общества и психической напряженности растет независимо от него. В настоящее время Россия находится на третьем месте в мире по этому показателю, но рискует переместиться на первое.

В целом, жестокость общества зависит от многих факторов, таких, например, как уровень жизни; в меньшей степени – от сезонности. Однако главным фактором, по мнению Виноградова, является нестабильность. Кроме того, играет свою роль отсутствие работы с молодежью: "Про советскую идеологию можно говорить что угодно, но все были при деле. А сейчас дети предоставлены сами себе, пока родители зарабатывают. И мы видим, что из них вырастает", — говорит Михаил Виноградов. Случай с избиением школьницы во Владивостоке наглядно иллюстрирует этот тезис. И данный случай далеко не единственный, и всеобщая жестокость проявляется в детях особенно сильно. "Нам надо очень жестко взяться за детей", — уверен он.

Среди примеров, на которые стоит опираться, Михаил Виноградов назвал скаутскую организацию в США. Там тоже есть определенные проблемы, однако есть государственная поддержка спортивных секций и кружков по интересам. "Благодаря этому там получаются звезды из тех слоев населения, из которых у нас получаются бандиты (в качестве примера можно назвать имена многих известных американских спортсменов и актеров)", — говорит он.

За последнее время неоднократно происходили случаи массовых убийств, после которых убийцы планировали покончить с собой (самыми известными можно назвать случай юриста Дмитрия Виноградова и сегодняшнее убийство в Бирюлеве). Как пояснил Михаил Виноградов, в психиатрии это называется расширенным самоубийством. Часть из таких людей в итоге убивает и себя (так, скорее всего, сделал бы Дмитрий Виноградов, если бы ему не помешали), а часть передумывает. Такие случаи были всегда. Иногда это случается от отчаяния на почве сложной жизненной ситуации, но чаще всего это задумывают люди с психической патологией.

Медведковский стрелок, которому на сегодня назначена психиатрическая экспертиза, как напомнил Михаил Виноградов, психически болен с подросткового возраста и был освобожден от службы в армии именно по причине психического заболевания. Возникает вопрос, как психически больной человек сумел получить разрешение на оружие и водительские права. Экспертиза, которую ему предстоит пройти, будет заключаться в том, что его полностью осмотрят все врачи. Кроме того, с Виноградовым будут работать психологи и судебные психиатры. Также будут проведены компьютерные исследования головного мозга. Важнейшим этапом экспертизы станет суточный надзор специалистов из Института Сербского. Записи о поведении больного, сделанные сотрудниками разных уровней (от медсестер до врачей), будут объединяться и анализироваться. На этом этапе обычно выявляются симулянты, которые пытаются "закосить под дурачка", и диссимулянты, скрывающие наличие заболевания, так как убедительно изображать болезнь и убедительно скрывать ее целые сутки невозможно.

Михаил Виноградов является сторонников возвращения закона о принудительном психиатрическом лечении. Работая психиатром, он неоднократно наблюдал ситуации, когда агрессивного больного, явно представляющего угрозу для окружающих, приходилось отправлять на лечение без его согласия. Такой подход, по его мнению, защищает не только тех, кто может пострадать от действий больного, но и самого больного, так как его лечат, и болезнь не усугубляется. "Медицина в своих отдельных специальностях должна быть очень жесткой!", — уверен Виноградов. Опасность возвращения этого закона, по его мнению, преувеличена правозащитниками.