Новая рабочая неделя 25 марта 2013 года ударно началась для сотрудников Минюста, прокуратуры и налоговой. Несмотря на непогоду, сборная правоохранительных ведомств пришла с инспекцией в московские офисы сразу нескольких правозащитных организаций. Таким образом они продолжили серию проверок, начатых на прошлой неделе.
Первыми, кто заявил о незванных гостях, были работники правозащитной организации "Международная амнистия" ("Amnesty International"). По заявлению директора московского отделения организации Сергея Никитина, визитеров интересовали документы, которые организация уже предоставляла при регистрации. При этом, видимо в качестве бонуса, представителей трех ведомств сопровождала съемочная группа телеканала НТВ. Стоит отметить, что в планах проверок на 2013 год, опубликованных на сайте Минюста, "Международная амнистия" не значится.
Вторым объектом внимания надзорных структур стала возглавляемая Львом Пономаревым организация "За права человека". У них также потребовали уставные и финансовые документы, копии которых и были предоставлены силовикам вместе с письмом на имя прокурора Москвы о незаконности данной проверки и копиями актов проверки Минюста России, которую "За права человека" прошла накануне. Данный визит также сопровождался людьми, представлявшимися журналистами НТВ. В своем служебном рвении они были так настойчивы, что правозащитники для их усмирения вызвали полицию. Видимо, присутствия сотрудников трех правоохранительных ведомств без полиции оказалось недостаточно.
Аналогичными визитами служивых гостей в этот день могут похвастаться еще две организации – "Агентство социальной информации" и фонд "Общественный вердикт". Комментируя причину проверок, представители надзорных струтктур сначала заявляли о плановых инспекциях, однако ни одна из этих организаций не значится в проверочном списке Минюста на 2013 год. Поэтому говорить о "плановом" характере проверок здесь не приходится.
Чуть позже в Минюсте признались, что массовые проверки НКО проводятся для выявления организаций, которые попадают под понятие "иностранных агентов". Закон об "иностранных агентах" был принят Госдумой летом прошлого года. Тогда руководители правозащитных НКО, получавшие финансирование из-за рубежа, устроили демарш: они решили не исполнять требование закона и не регистрироваться в качестве иностранных агентов.
"Мы не будем регистрироваться иностранными агентами, потому что мы таковыми не являемся. Существует закон, по которому ни один гражданин, ни одна организация не имеют право подавать официально о себе ложные сведения. А это – ложные сведения. Поэтому мы ни в коем случае закон не преступим и такой заявки не подадим", — заявила глава Московской хельсинкской группы Людмила Алексеева, комментируя проходящие проверки.
Одной из причин демарша правозащитники называют само название закона, которое, по их мнению, несет клеветнический характер и на уровне слухового восприятия приравнивает их к шпионам. Кроме того, они не согласны и с юридическим аспектом этого названия, приводя в свою защиту Гражданский кодекс России. В статье 1005 российского Гражданского кодекса "Агентский договор" гласит, что агент обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны юридические и иные действия от своего имени. Однако гранты НКО получает не под поручения другой стороны, а под свои собственные программы.
В итоге на сегодняшний день закон об иностранных агентах есть, но ни одна НКО в этом статусе так и не зарегистрировалась. Но, как известно, если Магомед не идет к горе, то гора идет к Магомеду. В одном из выступлений, президент России Владимир Путин призвал не запускать вопрос с "иностранными агентами". А люди в погонах всегда в таких случаях берут под козырек.













































































