На вчерашнем заседании министров иностранных дел в шведском городке Кируна Арктический совет единогласным решением согласился принять 6 новых стран в качестве наблюдателей. Одновременно совет принял специальное «Руководство для наблюдателей» и соглашение по реагированию на разливы нефти.
Арктический совет – это международная организация, которая функционирует с 1996 года и объединяет восемь приарктических стран: Данию, Исландию, Канаду, Норвегия, Россию, США, Финляндию и Швецию. В организации существует институт наблюдателей, которых до недавнего времени было шесть: Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Польша и Франция. 15 мая, на заседании в шведском городке Кируна, которое продолжалось до поздней ночи, статус наблюдателей получили ещё шесть стран: Индия, Италия, Китай, Сингапур, Южная Корея и Япония – в итоге наблюдателей стало двенадцать. На статус наблюдателя также претендовали несколько организаций, в том числе, Greenpeace, однако, им было отказано. Заявку Евросоюза Совет решил рассмотреть в отдельном порядке ввиду разногласий в области законодательства в сфере промысла морского котика, традиционного для коренных народов Арктики.
Одновременно с двухкратным увеличением количества наблюдателей Совет принял специальный документ под названием «Руководство для наблюдателей», в котором определяется круг их возможностей. В «руководстве» декларируется необходимость уважения суверенных прав приарктических государств на регион, а возможности участия наблюдателей в совместных проектах ограничиваются. Кроме того, раз в четыре года Совет будет давать оценку «поведения» наблюдателей. Министр иностранных дел председательствовавшей в Арктическом совете Швеции Карл Бильт заявил, что такие меры не позволят организации стать неуправляемой. Принятие новых наблюдателей планируется не ранее, чем через два года – свои заявки уже подали Турция и Монголия.
Значимость Арктического совета сильно выросла за последние годы по двум основным причинам. Во-первых, Арктика скрывает значительные неразведанные запасы углеводородов: порядка 13% нефти и около 30% газа, что делает её лакомым куском в глазах энергодобывающих компаний всего мира. Во-вторых, таяние льдов, которое за последние несколько лет приобрело беспрецедентный характер, позволяет говорить о новых способах разработки арктического шельфа, а также о перспективах развития судоходства без использования ледоколов. В настоящий момент статус Арктики регулируется Конвенцией по морскому праву 1982 года, территория поделена на сектора между странами, граничащие с регионом.
Ввиду богатства Арктики энергоресурсами между приарктическими странами нередко возникают споры относительно принадлежности тех или иных территорий. Так, на подводный хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане претендуют Россия и Канада, которые считают его продолжением своих континентальных шельфов, а также Дания, которая считает хребет подводным продолжением Гренландии. Окончательное решение относительно правового статуса хребта Ломоносова должна принять специальная комиссия ООН, которая в настоящее время проводит дополнительные исследования.
Между тем, освоение арктических ресурсов – не только потенциально прибыльное, но и чрезвычайно опасное мероприятие. Высокая вероятность аварий при разведке и освоении нефтяных и газовых месторождений в условиях сурового северного климата в перспективе может негативно отразиться на всей арктической экосистеме. Наибольшую опасность представляют разливы нефти, на борьбу с последствиями которых направлен один из принятых вчера документов. Проблема в том, что даже при самом раннем предупреждении, своевременное реагирование на разлив нефти крайне осложнено в Арктике по сравнению с обычными условиями. Сильные штормы и полярная ночь, которая длится по несколько месяцев, значительно затрудняют поисковые и спасательные экспедиции, а зависимость коренных народов от промысла рыбы и морских животных делает их уязвимыми перед возможной экологической катастрофой. Поэтому судьба этих народов, а также флора и фауна региона напрямую зависят от эффективности взаимодействия между странами, входящими в Арктический совет.



























































































