Российский флот поборол астму

"Вести в субботу" обсудили ход военной реформы с новым главкомом ВМФ адмиралом Виктором Чирковым, чей штаб недавно переехал из континентальной Москвы поближе к морю в Санкт-Петербург.

Накануне был опубликован доклад клуба "Валдай" про "Индекс развития России". Экспертами выступили главным образом валдайцы-иностранцы, при этом часто весьма скептически настроенные ко всему другому российскому, например, к политической системе. Но вот наиболее очевидные улучшения в России за последний год ими отмечены в таких областях, как степень оснащенности российской армии современным вооружением, уровень перспективных военных разработок, профессиональные качества солдат и офицеров, способность оперативно отражать угрозы извне. Поэтому никаких оправданий тому, что вскрылось в "Оборонсервисе", естественно, нет. Но еще важнее другое: проведя тщательное расследование коррупции, не свернуть и, я бы даже сказал, не опошлить бы модернизацию Вооруженных сил. Ход военной реформы "Вести недели" обсудили с новым главкомом ВМФ адмиралом Виктором Чирковым, чей штаб недавно переехал из континентальной Москвы поближе к ведущим КБ и вообще к морю — в Петербург.

Итак, Санкт-Петербург и основанное ещё Петром Великим Адмиралтейство. Задолго до того, как сюда переехал главком Военно-морского флота новой России, в этом кабинете трудились еще царские морские министры и, в частности, последний из них — Григорович. От тех времён в кабинете главкома Чиркова остались копии носовых фигур боевых кораблей российского императорского флота. А он еще до революции дошёл до столь экзотических берегов, что такие картины и сегодня выглядят как пример для подражания. Но есть здесь, конечно, приметы и нынешних времён. По одному из правительственных телефонов адмиралу Чиркову прямо перед интервью сообщили, что в Москве новый глава Минобороны. Одним из первых распоряжений нового министра стало возвращение суворовцев и нахимовцев в число участников Парадов на Красной площади. Вот и интервью мы начали с того, как соединить рациональный бюджет и всё-таки святые традиции.

- Всё-таки многие были в недоумении от того, что происходит с "Авророй" в Петербурге и с "Красным вымпелом" во Владивостоке. Обычно забывают про тот, другой корабль, а на самом деле, они близнецы своего рода. Всё-таки они теперь где оказались?

- Они находятся в составе Военно-морского флота.

- Все-таки находятся?

- Да, это Военно-морской флот. И корабли находятся в структуре военно-морского музея Военно-морского флота. Музей Военно-морского флота подчинен непосредственно главному командованию Военно-морского флота, то есть мне. То есть это составная часть Военно-морского флота и никуда он из состава Военно-морского флота не выходил.

- Андреевский флаг имеет право развиваться на кораблях?

- Конечно. Там есть капитан-командир, это военный человек, который носит форму, там и экипаж — это тоже бывшие военные люди, которые также имеют право носить военную форму одежды. Подъем Андреевского флага осуществляют нахимовцы.

- Я так понимаю, то, что вы рассказываете — это результаты компромиссов. Потому что было более радикальное решение предложено.

- Наверное.

В этом "наверное", конечно, многое. Впрочем, как выясняется, военные моряки хоть и консерваторы, к иным бюджетным нововведениям, напротив, восприимчивы. Мы идём вдоль стенки "Северных верфей".

- А вот аутсорсинг русским словом останется?

- Там, где раньше на кухне работал матрос или солдат на берегу, сегодня уже работают гражданские люди. И особо жалоб у личного состава нет. Потому что все-таки матросам и солдатам не надо ходить на камбуз, убирать там, чистить. Они занимается своим делом.

Естественно, на флоте ничего не имеют и против зарплат в 50 тысяч для лейтенантов. Другой вопрос, будет ли офицерам где служить? Вот уже 12 лет, как в ожидании ремонта стоит советский красавец, эскадренный миноносец знаменитого проекта 956 "Современный". За все эти годы денег на ремонт так и не нашлось, а новые такие корабли в России строили только для нужд КНР. Но теперь Китай и сам научился это делать. Впрочем, вот уже появились и какие-то другие корабли.

- Это еще советский корабль или уже нет?

- Это новый! Фрегат проекта 22350 "Адмирал флота Советского Союза Горшков". Это головной корабль. Самый новый корабль. Новее не бывает.

- Это что такое мы видим?

- Это мы видим "Сообразительный".

- Это корвет?

- Да. Первый серийный корвет.

- Так называемый "Стэлс", да?

- Ну, по технологии "Стэлс".

- А много таких уже сделано?

- На сегодняшний день уже у нас два в боевом составе. И два корпуса мы сейчас увидим.

- По-моему прошла астма у флота?

- В принципе, наверное, прошла. Самое главное, что пошла серия кораблей.

По соседству, в эллинге строятся одновременно новые корвет "Гремящий", судно связи "Юрий Иванов", фрегат "Адмирал Касатонов". Одно удовольствие бывать теперь и в цехах соседних "Адмиралтейских" верфей, где недавно строили подлодки только для Вьетнама.

- В эту серию мы заложили шесть подводных лодок 636.3 как раз для того, чтобы нам обеспечить группировку Черноморского флота.

- По-моему, я не открою военной тайны, там две подводной лодки на Черноморском флоте, на ходу одна, или я что-то лишнее сказал?

- На сегодняшний день там две подводные лодки, одна действующая подводная лодка, другая в ожидании ремонта.

- А будет шесть?

- А будет еще плюс шесть.

Деньги на перевооружение выделяются сейчас действительно огромные. Вопрос в том, на что тратить.

- Существует такая нехорошая поговорка: "Балтийский флот — это бывший флот". Справедливо?

- Нет, не справедливо. Балтийский флот — это первый, первенец-флот, который создавался.

- Он первый по определению, конечно.

- Он не старый, а старейший флот в Военно-морском флоте. И это флот будущего.

- Виктор Викторович, вы меня простите за вопрос, дилетант, безусловно. А что будущего-то на Балтике? Она ж закрыта, никакого выхода в мировой нет.

- А будущее именно в оружии, которое вкладывается в эти корабли, которые будут применяться достаточно далеко.

- С прицелом на то, что все-таки действовать они будут за Датскими проливами?

- Безусловно.

В еще одном, обычно закрытом от посторонних глаз зале Адмиралтейства, адмирал Чирков показывает нам макет своей мечты: нового российского и, естественно, океанского авианосца. Но пока, например, даже вертолетоносные "Мистрали" заказываются во Франции. Чирков, впрочем, считает, что это должно только подстегнуть.

- Посетив заводы, которые строят сегодня "Мистраль", мы можем с уверенностью сказать, что нужно брать все новое и лучшее. Из того, что они построят сегодня, они дадут нам возможность взять от них новые технологии по сборке, по строительству кораблей.

- Дадут или подглядим?

- И то, что подглядим, безусловно, и то, что дают на самом деле, поэтому и работа эта не пройдет даром. Во-вторых, я хочу сказать, что и при Советском Союзе мы строили за границей десантные корабли, они сегодня у нас решают все задачи, хотя Советский Союз давно распался.

- В ГДР и Польше?

- В ГДР и в Польше, конечно. А вспомогательный флот вообще практически наполовину построен за границей.

Но то вспомогательный флот, а вот главная надежда, естественно, на своих.

- А новые атомные подводные лодки тоже на подходе, да?

- И атомные подводные лодки, в том числе идет строительство серии атомных подводных лодок. Вчера провели испытание подводной лодки нового поколения, стреляли по морской цели, успешно выполнили. Вот сегодня жду доклада по выполнению ракетной стрелы по морской цели новой подводной лодки в Белом море.

- Похоже, вы впервые об этом говорите публично. И еще я слышал, извините, подслушал, во время недавних учений всей ядерной триады были произведены стрельбы из Охотского моря, так?

- Они и до этого выполнялись из Охотского моря. Поэтому все задачи выполнены были успешно.

- Опять же сегодня особый день, американцы голосуют, искры летят не только в Америке, они сегодня и в Москве летят. Нам надо объяснить нашим зрителям, что мы с вами говорим в день назначения нового министра обороны. Что бы вы хотели пожелать Сергею Шойгу?

- Пожелать продолжить строительство Военно-морского флота, Вооруженных сил, поскольку эта работа трудная, кропотливая и очень сложная.