В Петербурге ветераны флота и моряки-подводники придумали, как спасти крейсер "Аврора". Министерство обороны лишило крейсер статуса военного корабля и сделало его музейным экспонатом. Теперь моряки просят президента взять ветерана трех войн и двух революций под личное шефство.

В Петербурге ветераны флота и моряки-подводники придумали, как спасти крейсер "Аврора". Министерство обороны лишило крейсер статуса военного корабля и сделало его музейным экспонатом. Теперь моряки просят президента взять ветерана трех войн и двух революций под личное шефство.

Над легендарным крейсером по-прежнему реет Андреевский флаг. Но на палубе моряков уже теснят гражданские. На почетный караул и вовсе уже скоро заступят сотрудники частного охранного предприятия. Все потому что "Аврора" — уже не военный корабль. По решению Минобороны, судно поменяло свой официальный статус. И теперь по документам это "военный городок", а обслуживает этот "дом" теперь управляющая компания с не менее гордым названием "Славянка".

"Корабль был спроектирован так, что он не может существовать без экипажа, — рассказывает капитан первого ранга в отставке Герберт Киселев. — На нем установлены два дизель-генератора мощных, 6 автоматических котлов, 6 насосов. Корабль если отойдет от стенки, может существовать сам, хотя не имеет хода".

Моряки теперь пытаются убедить чиновников от Минобороны, что бронепалубный крейсер – это не здание. Коммунальщики не смогут обслуживать уникальные приборы, многие из которых сохранились в единственном экземпляре.

С приходом гражданских на судне началась череда чрезвычайных происшествий. Корабль дал крен, как только представители "Славянки" добрались до обслуживания систем жизнеобеспечения символа революции. Из-за аварии пожарной системы залило водой палубы и трюм судна

"В 87-м году закончился ремонт — 25 лет уже прошло, — отмечает Герберт Киселев. — Несколько лет он без экипажа. Вы представляете, что происходит с механизмами, с корпусом".
Бывшего командира "Авроры" Герберта Киселева ЧП ни сколько не удивило. Говорит, что корабль сейчас нуждается в срочной реконструкции, особенно, ее подводная часть, а многие приборы могут выйти из строя в любой момент.

Между тем, руководство Центрального военно-морского музея, чьим филиалом является корабль, не сомневается: смена моряков на коммунальщиков – последняя надежда "Авроры".

"Крейсер пришвартован у причала на жесткой сцепке, к нему подведены все коммуникации – это вода, электричество, телефония, — рассказывает директор Центрального военно-морского музея Андрей Лялин. — И все это требует обслуживания профессионального, в том числе и финансового. Это не дело моряков, для этого и появилась эта организация. Также это разгружает нас, чтобы мы занимались музейными обязанностями".

Сейчас на корабле несут вахту 14 матросов срочной службы. Но уже в скором времени люди в погонах уйдут отсюда насовсем. Чтобы "Аврора" и дальше оставалось военным судном, моряки составили письмо президенту. Их надежда — только на верховного главнокомандующего.

"Аврора" — это не символ флота, это не символ революции и даже символ Петербурга, как морской столицы — это символ нации! – убежден председатель совета Клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитан первого ранга Игорь Кудрин. — Мы предлагаем сделать "Аврору" кораблем номер один Военно-морского флота, юридический статус. И по составу экипажа есть конкретные и, нам кажется, разумные предложения".

Клуб моряков-подводников просит прировнять "Аврору" к президентскому полку или взять ветерана трех войн и двух революций под личное шефство. Между тем, "третейским судьей" в этом споре военных с гражданскими неожиданно выступил Сергей Овсянников — конструктор, который занимался ремонтом судна в 87-м и разработал правила его эксплуатации. Он считает: не важно, кто будет стоять у штурвала, главное – чтобы инструкции по обслуживанию судна точно соблюдались.

"Главное — чтобы это обслуживал человек, знающий эти документы, — считает ведущий конструктор по проекту восстановления крейсера "Авроры" (1983-1987 годы) Сергей Свсянников. — Может и разгильдяй матрос быть. Он матрос же, но он — разгильдяй! "Аврора" также будет погублена, как при коммунальщике плохом. Все зависит от сознательности и добросовестности этих людей и самое главное — от контроля".

Уходить с корабля насовсем моряки не собираются. Да и в музее заверяют: военные традиции не прервутся. Матросы также будут принимать присягу и проходить обучение на "Авроре". И, конечно, ежедневно проводить главную церемонию – поднятие Андреевского флага. Только вот неясно, сохранится ли за судном статус главного символа Российского флота, или отныне оно станет обычным музейным экспонатом.