Русский музей открыл в Михайловском замке выставку, тема которой – "Сновидения в искусстве". В экспозиции представлены работы художников и скульпторов от XIII века до наших дней.
Эпиграфом выставки, открывшейся в Михайловском замке, послужила фраза Павла Флоренского: "Художество есть оплотневшее сновидение". Так как с художествами в Русском музее все обстоит благополучно, то главной задачей организаторов экспозиции было структурировать материал в контексте темы сновидений в искусстве.
На полотнах, представленных в экспозиционных залах, много спящих людей, но если бы организаторы сосредоточились на сне как исключительно на физическом аспекте, тема осталась бы нераскрытой. Дойдя до финала, зритель рисковал бы впасть в пограничное состояние.
Образы спящих действительно несут особое визуальное очарование. Если в версиях Николая Майкова, Григория Седова и Алексея Венецианова это особая безмятежность, то уже начиная с мастеров конца XIX века мы находим другое понимание сновидений. Один из залов экспозиции полностью посвящен Михаилу Врубелю, и это не случайно. В работах цикла "Бессоница" слепнущий художник фиксировал переживания последнего драматического этапа.
Эпоха символизма перечеркнула сон как физическое состояние — сном стала сама действительность. Вильям Берингер транслирует этот мотив в работе "Белая ночь", ему вторят картины Николая Калмакова и Кузьмы Петрова-Водкина, который не стеснялся называть себя живописцем эпохи Врубеля. В конце XIX века к теме сновидений обращались ведущие российские скульпторы. Работы Марка Антокольского и Марии Диллон передают атмосферу модерна. Одно из поздних приобретений музея на выставке встретилось со своим автором — около 20 лет назад незрячий скульптор Олег Зиновьев придумал метафору человека, погруженного в собственный мир.
В соцреализме сон стал тем, чем он и должен быть в обществе строителей светлого будущего: современные "сны о чем-то большем" анализу не поддаются. Скульптурная линия экспозиции подкреплена прекрасными работами Дмитрия Каминкера и Аделаиды Пологовой. То, какой сон видит фигура с названием "Спящий гегемон" неизвестно, но будить его почему-то не хочется.
С местом проведения выставки на тему сновидений русский музей угадал: где как не в Михай ловском замке императора Павла, созданном на волне мистических предсказаний, имело смысл говорить о роли пограничных состояний в искусстве?
























































































