На карте России появился "закрытый город", въезд в который ограничили не по соображениям секретности, а для контроля над мигрантами и экстремистами.
Мало какой другой российский город так удален от наземных границ с соседними государствами, как Новый Уренгой. И все же это приграничная территория. Город с населением без малого 120 тысяч человек с недавних пор стал пользоваться повышенной популярностью у трудовых мигрантов. Речь не только об иностранцах. Среди жителей России многие не прочь перебраться в город, расположенный на Полярном круге, где среднегодовая температура воздуха находится на отметке минус 5 градусов. Зато средняя заработная плата в Новом Уренгое — на зависть большинству крупных и гораздо более теплых городов, а потому желающих там работать — легально и нелегально – хоть отбавляй.
И местные власти решили "отбавлять". С недавних пор в город без особого разрешения стало не попасть. На автомобильной трассе, а таковая по большему счету одна, на железнодорожной ветке и в местном аэропорту Ягельное у всех прибывающих в обязательном порядке проверяют документы. Граждане с пропиской вопросов не вызывают, а вот всем остальным необходимо обосновывать цель визита. Приглашение от родственников или работодателя помогут в получение разрешения, которое выдается в течение месяца.
Система контроля сама по себе не нова. В режиме "закрытого города" в России существует по разным оценкам четыре десятка всевозможных населенных пунктов кратко именуемых ЗАТО (закрытое территориально-административное образование). Все они содержат на своей территории объекты повышенной секретности, проходящие по линии Министерства обороны, Росатома или Роскосмоса. Новый Уренгой не из таких. Официальных причин ограничивать въезд на территорию города несколько. Местные власти говорят о фактическом перенаселении. Реальное число граждан, постоянно проживающих в городе, превышает цифры статистики, а стало быть социальная сеть не справляется, возникают очереди в детские сады, не хватает школ, поликлиник и другой инфраструктуры, и значит неконтролируемый приток населения пора останавливать. По другой версии, озвученной в центре по противодействию экстремизму УМВД по Ямало-Ненецкому автономному округу, говорят об активизации в регионе ячеек запрещенных экстремистских организаций, таких как "Имарат Кавказ" и "Хизб-ут-Тахрир". Имеет место и версия о поэтапном наведении порядка и контроля в ключевых городах сосредоточения газотранспортных магистралей, по которым с Ямала на европейскую территорию уходит голубое топливо.
Для критиков нововведения, отсылающих к конституционному праву граждан на свободу перемещения, готов ответ. Новый Уренгой и еще полдюжины крупных городов Ямала уже шесть лет отнесены к приграничным территориям России, где может действовать режим ограниченного передвижения. И хотя ближайшая граница проходит по водной глади Карского моря в 700 километрах от города, руководство ФСБ это ничуть не смущает. "Конституция дает право вводить определенные ограничения на передвижение граждан на территориях, примыкающих к государственным границам", — комментирует ситуацию Андрей Юферев, руководитель пресс-службы пограничного управления ФСБ России по Курганской и Тюменской областям.
И что любопытно, опыт Нового Уренгоя может оказаться не только успешным, но и весьма привлекательным для других российских территорий. Вот выдержка из совместного письма инициативных горожан и представителей национальных общин к губернатору: "Мы всецело поддерживаем меры, предпринятые федеральной, региональной властью в сфере обеспечения безопасности жителей города Новый Уренгой и Ямало-Ненецкого автономного округа, а также промышленных объектов, имеющих стратегическое значение. Считаем, что действия, предпринятые властями и силовыми структурами в сфере наведения порядка на территории города и округа, необходимо продолжать".
Можно скептически относиться к столь бравурному заявлению, однако нельзя не отметить, что одной из объединяющих все "закрытые города" особенностей является низкий уровень регистрируемых там правонарушений. А вот в Новом Уренгое статистика до недавнего времени была обратной.
За 2011 год, по данным городского отдела МВД, число преступлений в городе увеличилось на 64%. За тот же год на миграционный учет в городе встало около 20 тысяч человек (шестая часть официальной численности населения). В текущем году показатель притока мигрантов вырос еще на четверть. И это только официальная статистика.