Уже в следующем году в России может появиться налог на роскошь. Сейчас не прекращаются дискуссии о том вводить его или нет, если вводить, то с какого года, и что должно стать предметом налогообложения. Об этом мы в интервью "России 24" рассуждал ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

Уже в следующем году в России может появиться новый налог – на роскошь. Сейчас не прекращаются дискуссии о том вводить его или нет, и если вводить, то с какого года, и что должно стать предметом налогообложения. Об этом мы в интервью "России 24" рассуждал ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

О налоге на роскошь говорили кандидаты в президенты РФ – премьер-министр Владимир Путин и бизнесмен Михаил Прохоров. "Но ни один из них не привел конкретных цифр и определений, что такое роскошь. Видимо, речь идет о налогообложении дорогой недвижимости и дорогих автомобилей", – отметил эксперт.

По его словам, потребление в России и так облагается налогом. "Когда вы покупаете вино, вы платите очень высокие наценки, когда покупаете автомобиль. Но речь идет о том, чтобы более дорогие предметы потребления облагать более высокими ставками", – пояснил он.

Каков будет фискальный эффект от налога на роскошь, зависит от того, что попадет под определение "роскоши". "Я не думаю, что это будет очень большой эффект, но очень важно, что и средний класс, и бедные люди будут понимать, что мы все в одной лодке. И тот человек, который ездит по Москве на "Бентли", чиновники, которые ездят на "Мерседесах", что-то вносят в государственный бюджет", – считает Сергей Гуриев.

В Минэкономразвития, например, считают, что платить налог на роскошь должны владельцы недвижимости площадью выше тысячи квадратных метров. Это же касается и владельцев автомобилей мощностью 200-250 лошадиных сил. "Это означает, что фискальный эффект будет небольшим, потому что таких людей в России не так много", – сказал Гуриев.

По его мнению, главный эффект от этого закона – скорее, социальная справедливость. "Но кроме этой причины и фискального стимула есть еще один момент: это перемещение стимулов с потребления на сбережение, когда вы будете думать, купить ли еще одну квартиру или перенести эти деньги в инвестиционные ресурсы", – отметил он.

Но не приведет ли введение такого закона к тому, что деньги потекут за рубеж с еще большей силой, чем сейчас? Ведь люди могут начать покупать недвижимость, допустим, не в центре Москвы, а в центре Нью-Йорка. А отток капитала из России, между тем, и без того довольно велик. "Вполне возможно. Так сейчас и происходит. Поэтому я и говорю, что главное – это не фискальный эффект, а восстановление взаимного доверия в обществе. Сегодня, к сожалению, люди из разных социальных слоев считают друг друга врагами, чем согражданами", – отметил эксперт.