Граждане расположенной в Юго-Восточной Азии Демократической Республики Восточный Тимор решают, что будет их новым президентом. В нынешних президентских выборах, которые стали третьими в истории страны, принимают участие более десяти кандидатов.

Граждане расположенной в Юго-Восточной Азии Демократической Республики Восточный Тимор решают, что будет их новым президентом.

В прошлом Восточный Тимор был колонией Португалии, с 1976 по 1999 год — провинцией Индонезии, а с 1999 по 2002 год находился под управлением ООН. Хотя в 2002 году международное сообщество признало суверенитет молодой страны, это не привело к прекращению жестоких междоусобных конфликтов. В начале нового тысячелетия более 155 тысяч человек — свыше 15 процентов населения страны — были вынуждены покинуть свои жилища и бежать от преследований. В 2006 году ООН приняла решение направить в раздираемую распрями страну контингент миротворцев, и с тех пор свыше 1200 международных полицейских следят за порядком в столице Восточного Тимора Дили и других населенных пунктах.

В нынешних президентских выборах, которые стали третьими в истории страны, принимают участие более десяти кандидатов. Главным претендентом на пост главы государства является действующий президент Восточного Тимора 62-летний Жозе Рамуш-Орта. Первоначально он объявил, что не будет переизбираться на второй срок, но в итоге изменил это свое решение. Герой борьбы за независимость от Индонезии, лауреат Нобелевской премии мира 1996 года, Жозе Рамуш-Орта практически не вел предвыборной компании, поскольку, по его словам, "был слишком занят делами государственной важности". "Думаю, все в Восточном Тиморе меня достаточно хорошо знают, а если это не так, значит, я где-то ошибаюсь", — пояснил он.

Одним из главных соперников действующего президента считают другого ветерана борьбы за независимость, председателя Революционного фронта за независимый Восточный Тимор Франсишку Гутерриша, который пять лет назад принимал участие в президентских выборах, но проиграл. Гутерриш обещает избирателям развивать частный бизнес, заботиться о справедливом распределении национального дохода, не пытаться изменить конституцию страны и не узурпировать власть.

Достаточно серьезные виды на победу имеет еще один ветеран повстанческого движения — бывший министр обороны Восточного Тимора генерал Таур Матар Руак, который вел предвыборную кампанию, не снимая камуфляжной формы и обещая в случае победы ввести обязательную воинскую повинность и начать беспощадную борьбу с преступностью.

На президентское кресло претендует и бывший министр внутренних дел страны Роджерио Лобато. Ранее он был осужден за непредумышленное убийство и незаконную торговлю оружием, получил тюремный срок, но затем был временно освобожден по состоянию здоровья. Роджерио Лобато бежал в Кувейт, а спустя несколько лет вернулся в страну, сумев не только избежать тюремного заключения, но и стать кандидатом в президенты.

Темной лошадкой на выборах считается Анжелита Пиреш, построившая свою предвыборную кампанию на обещании покончить с нищетой и на лозунге о необходимости прихода в политику новых людей, не обремененных ответственностью за прошлые междоусобные конфликты. При этом саму Пиреш нельзя назвать человеком без прошлого: известно, что она была в близких отношениях с бывшим шефом полиции Альфредо Рейнадо, пытавшимся в 2008 году организовать государственный переворот. В результате нападения мятежников действующий президент страны Жозе Рамуш-Орта был серьезно ранен, а Рейнадо застрелен президентскими охранниками. Организованное по горячим следам разбирательство не смогло собрать убедительных доказательств причастности Анжелиты Пиреш к заговору, так что ее оправдали.

Согласно объявленным ООН планам, в случае, если президентские выборы в Восточном Тиморе пройдут спокойно, организованно и не приведут к насилию, международный контингент полицейских покинет страну уже в конце нынешнего года. За это выступают все без исключения кандидаты в президенты страны. Еще одной целью, которая объединяет всех кандидатов на высший государственный пост, является вступление Восточного Тимора в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Заявка на статус наблюдателя в этой организации была направлена еще в 2002 году, но с тех пор это дело не сдвинулось с мертвой точки, сообщает ИТАР-ТАСС.

По сообщениям иностранных наблюдателей, предвыборная кампания в Восточном Тиморе проходила в непривычно спокойной для этой страны обстановке, вспышек насилия не отмечалось. Сейчас главный вопрос состоит не в том, кто станет следующим президентом страны, а в том, насколько мирно воспримут свое поражение другие претенденты и стоящие за ними силы.