Тема:

Ближний Восток 2 месяца назад

Первый день голосования в Египте прошел активно и легитимно

Читать Вести в MAX
Египтяне впервые за 30 с лишним лет выбирают президента. Интерес к выборам крайне высок — даже под вечер у избирательных участков по-прежнему большие очереди. Страну, которая пережила революцию и сейчас проедает остатки золотого запаса, должен возглавить один из 13 кандидатов.

Египтяне впервые за 30 с лишним лет выбирают президента. Интерес к выборам крайне высок — даже под вечер у избирательных участков по-прежнему большие очереди. Страну, которая пережила революцию и сейчас проедает остатки золотого запаса, должен возглавить один из 13 кандидатов. Среди фаворитов есть и умеренные политики, и радикальные исламисты.

До закрытия участков остается два часа, а очереди не уменьшаются. Чтобы подойти к урне для голосования, египтяне в этот день проводили по 2-3 часа под палящим солнцем. Закованные в бронежилеты десантники, полицейские в белой парадной форме подчеркнуто вежливо пропускали вперед пожилых, проверяли содержимое портфелей и дамских сумочек.

Порядок внутри участков обеспечивался представителями кандидатов, международными наблюдателями, правозащитниками и даже почтенными представителями судейского корпуса, лично выдававшими бюллетени в обмен на паспорт.

"Мы следим за тем, чтобы никто не фотографировал заполненные бюллетени, чтобы потом получать деньги от представителей кандидатов, — рассказывает наблюдатель Ясер Хазза. — Следим за тем, чтобы женщины под паранджой не могли проголосовать несколько раз подряд".

Женщины, уравненные в Египте в избирательных правах с противоположным полом, стоят, тем не менее, в отдельной очереди. "Сейчас важно то, что у нас, наконец, свободные выборы, а не то, кто придет к власти — исламист или светский политик, — считает жительница Каира Года Ибрагим. — Хотя я лично голосую за Амра Мусу".

75-летний Амар Муса — бывший министр иностранных дел, отставной генсек Лиги арабских государств — голосовал рано утром. Для своих сторонников он олицетворяет светский вариант развития Египта. Ему противостоят исламисты — более умеренный Абуль Футух и радикальный кандидат от движения "Братьев мусульман" Махамед Мурси, уже пообещавший в случае своей победы вернуть в страну суды шариата и разорвать мирный договор с Израилем.

"Думаю, что Египет, если он хочет оставаться сильным и влиятельным государством, должен сохранить доброе отношение со всеми — и с арабским миром, и с Западом, и с Израилем, — рассуждает политолог Насер Джили. — Любой радикализм разрушит нашу экономику".

На исходе первого дня голосования наблюдатели не зафиксировали серьезных нарушений. Звучали жалобы на неснятые за годы плакаты, на попытки агитировать в последний момент. Клановая разборка на одном из участков стоила жизни полицейскому. Однако, в целом, легитимность выборов не подвергалась сомнению.

Неожиданно к вечеру все большее число голосовавших, по неофициальным пока данным эксит-поллов, признавалась в том, что они отдавали голоса либо бывшему времен Мубарака премьер-министру Ахмаду Шафику, либо радикальному исламисту Махамеду Мурси. И если эти данные подтвердятся, то может оказаться, что Египет сегодня выбирал себе не будущее, а прошлое.