Старейшая гостиница Москвы — "Метрополь" — ушла с молотка. Лот, включающий историческое здание эпохи модерна и участок земли в шаге от Кремля, продали по цене, которая не намного превысила стартовую — 8 миллиардов 874 миллиона рублей. Легендарный отель теперь находится в частной собственности.

Старейшая гостиница Москвы — "Метрополь" — ушла с молотка. Лот, включающий историческое здание эпохи модерна и участок земли в шаге от Кремля, продали по цене, которая не намного превысила стартовую — 8 миллиардов 874 миллиона рублей. Легендарный отель, чьи стены помнят королей, президентов и звезд мирового уровня, теперь находится в частной собственности.

Стартовая цена "Метрополя" — 8 миллиардов 700 миллионов. Аукционный шаг — 174 миллиона. Шагнуть успели только раз. С молотка ушло не только здание, но и солидный кусок золотой столичной земли под зданием. А покупателем "Метрополя" стал... "Метрополь". Стены купила коммерческая структура, которая уже год как хозяйничает в отеле.

Город только накануне торгов вдруг узнал, что давно лишился своего 30-процентного пакета акций в совместном гостиничном предприятии. Вопросы — насколько законной была консолидация акций — остаются до сих пор. Чиновники погрозили коммерсантам уголовными делами, но аукцион не отменили.

Удар молотка и несколько миллиардов рублей, видимо, поставили в разбирательствах точку. "Очень рад, что победили, заплатив высокую цену", — признался генеральный директор СП "Метрополь" Евгений Устенко. — С внутренним убранством будет только лучше".

Что значит "будет только лучше" — если "Метрополь" — и так, не просто памятник — легенда, история. Майоликовые панно на фасаде соседствуют с ленинскими словами, что "только диктатура пролетариата в состоянии освободить человечество от гнета капитала".

Уникальные кадры 17-го года. Совсем скоро большевики устроят здесь второй дом советов — в ресторане, где Савва Мамонтов мечтал слушать оперу, а Рябушинский пировал, убирая столы фиалками из Ниццы, заседал ВЦИК под председательством Ленина, а в номерах, как в квартирах, жили Бухарин, Чичерин.

В "Метрополе" даже во время войны не отключали горячую воду и всегда берегли обстановку — золоченые светильники, коллекцию картин, старинный фарфор. Антиквариата в "Метрополе" — 800 единиц. Раритеты музейного уровня от глаз не прячутся. Постояльцы живут среди них.

Президентский номер. Мебель — из начала XX века, карельская береза, мрамор. Он помнит и Марлен Дитрих, и Поля Мориа, и Майкла Джексона, Ким Чен Ира. С Майклом Джесконом здесь приключилась история — понравилась ему лампа с медведем, захотел купить. Поп-королю отказали объяснили, что ни медведь, ни лампа не продаются.

С тех пор прошло 9 лет. И "Метрополь" продали, не имея даже официальной описи ценностей, а здание — вроде памятник, федерального значения, но предмета охраны нет. "Предмет охраны в настоящее время отсутствует, — говорит первый заместитель руководителя департамента культурного наследия Москвы Ирина Савина. — Его делает наш департамент. Срок — начало октября. Будут включены все интерьеры и фасады".

Антиквариат, по официальному заявлению, остался в собственности государства. Но это не вносит ясности в будущее "Метрополя". А в прошлом остались признание Сергея Есенина в любви Айседоре Дункан — в фойе, и знакомство Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича — в ресторане. Новые владельцы пока реконструкцию или ремонт не планируют.