В воскресенье в Швейцарии прошёл референдум. Граждане оценивали предложение ввести в стране жёсткий контроль над доходами менеджеров высшего звена. Граждане это предложение одобрили во всех 26 кантонах федерации.

Больше двух третей – 68% – избирателей высказались за предоставление акционерам компаний права вето на выплату менеджерам компенсаций – в частности, бонусов и больших выходных пособий (называемых также "золотыми парашютами").

Результаты референдума означают, что в Швейцарии будут теперь введены строжайшие корпоративные правила, практически не имеющие пока аналогов в мире. Так, "золотые парашюты" будут прямо запрещены, а нарушители новых ограничений рискуют оказаться в тюрьме.

"Поправка о жирных котах", как ее окрестили местные СМИ, будет внесена в конституцию страны и станет обязательной не только для швейцарских компаний, но и для всех вообще компаний, акции которых торгуются на швейцарской бирже.

Отчего добрые швейцарцы так решительно ущемили свободу бизнеса, одну из священнейших коров современного мира? Ну, их сильно разозлили. Был скандал с банком UBS, который понёс миллиардные убытки после кризиса 2007 года, попросил и получил помощь от швейцарского правительства, но продолжил выплачивать гигантские бонусы топ-менеджменту.

Был ещё более громкий скандал с компанией Novartis, которая, находясь не в лучшем виде, собралась поверх выходного пособия заплатить покидающему её руководителю почти 80 миллионов долларов. Всё это плохо проглатывается в стране, и без того обеспокоенной ростом разрыва между богатыми и бедными.

Но швейцарцы недолго будут одинокими в деле укрощения жирных котов – во всяком случае, в банковском деле. Европарламент и Евросовет только что договорились по вопросу бонусов. Теперь бонусы в банках не должны будут превышать годовой зарплаты. Правда, акционеры смогут увеличить размер бонуса, но не более чем вдвое и только внятным большинством голосов.

Такие ограничения, возможно, вступят в силу уже в будущем году. Банкиры, естественно, страстно возражают: мол, мы будем проигрывать конкуренцию за лучших специалистов американским и азиатским банкам, – но их всё меньше слушают. И, на мой взгляд, совершенно правильно. Аппетиты у нынешних финансистов и впрямь надо ограничивать, ибо они явно чрезмерны, причём, далеко не только в вопросе бонусов – и даже не в первую очередь в нём.

Оставим Евросоюз и Швейцарию, обратимся к собственным делам. Журнал "Эксперт" опубликовал анализ ситуации с кредитными ставками в отечественной экономике. Авторы пришли к выводу, что немыслимая дороговизна кредита не написана нам на роду и не является неотъемлемой частью российского бизнес-климата.

В значительной степени в дороговизне кредита повинны банки, аппетиты которых не введены государством в разумно жёсткие рамки. Вот смотрите. В прошлом году инфляция в России была выше, чем в Германии на четыре процентных пункта: 6% у нас и 2% у них. А кредитные ставки в России были выше, чем в Германии, на десять процентных пунктов: 13-14% годовых у нас и 3-4% у них.

Это значит, что реальная цена кредита (за вычетом инфляции) в России вшестеро выше, чем в Германии. Рассчитывать в этих условиях на конкурентоспособность российской промышленности в борьбе с теми же германскими компаниями, просто невозможно. Отчего же так выходит?

Аналитики "Эксперта" указывают много факторов, сказавшихся на этом мрачном результате. Они, в частности, считают нереально высокие проценты, выплачиваемые по депозитам частных лиц, явной блажью банкиров. Эту блажь лишь отчасти оправдывает хроническая неспособность Думы узаконить безотзывность вкладов, и этой блажи потакает "популистский формат действующей системы страхования вкладов, избавляющий вкладчика от необходимости анализировать и брать на себя риски банка-депозитора".

Ладно, пусть риски в нашей экономике выше, чем в немецкой – это и вправду объективный факт. Но оказывается, что и после учёта всех рисков наши банкиры накручивают на кредитную ставку впятеро большую безрисковую маржу, чем банкиры Германии. Ну как тут не заговорить о жирных котах?

По мнению аналитиков, явно завышена маржа у госбанков, прежде всего у Сбера, который откровенно пользуется своим доминирующим положением на рынке. Понятно, что по собственной воле банкиры свою маржу ограничивать не будут, равно, как не станут сами придумывать себе конкурентов. В отношении госбанков неприятную работу по принудительному ограничению маржи должно взять на себя государство.

Это куда важнее для здоровья экономики, чем швейцарский запрет "золотых парашютов". И никакого референдума для этого не нужно. Просто представители государства в госбанках должны аккуратно этим банкам объяснить, что для страны хорошо, а что плохо.