Премьер-министр Японии Синдзо Абэ прибудет в Москву 28 апреля в сопровождении сотни ведущих японских бизнесменов. В ходе визита, который продлится до вторника, японский премьер встретится с российским президентом Владимиром Путиным, а также примет участие в российско-японском форуме.

Визит японского премьера в столицу России – событие исключительное. Последний такой визит произошел десять лет назад – в январе 2003 года в Москву приезжал Дзюнъитиро Коидзуми, которого сменил на посту Синдзо Абэ во время своего первого премьерства в 2006-2007 годах. Визит Абэ в российскую столицу должен был состояться еще в ноябре прошлого года, однако, был отложен. Официальным предлогом стали сообщения о травме Владимира Путина, а внешнеполитическим фоном – противостояние с Китаем из-за спорных островов Сенкаку, которые Япония выкупила у частных владельцев в сентябре 2012 года.

На этом фоне переговоры глав государств воспринимались бы общественностью в свете территориального скандала, при том, что любые переговоры с Россией плотно ассоциируются с вопросом о Северных территориях, как в Японии называют Курильские острова. Вскоре после своего прихода к власти Синдзо Абэ уже второй раз пообещал решить территориальный спор с Россией и подписать, наконец, мирный договор – во время первого срока ему это не удалось. Впрочем, это намерение выражает каждый новый премьер, и оно является скорее формальностью, чем декларацией о реальных намерениях.

Проблема Курил является камнем преткновения в российско-японских отношениях уже больше полувека. Согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 года Япония отказалась от всех островов Курильской гряды, однако, поскольку делегация Советского Союза договор не подписала, принадлежность островов не была задокументирована. Вскоре Япония стала настаивать на возвращении "незаконно оккупированных" островов как на обязательном условии заключения мирного договора с СССР. В 1956 году в Москве была подписана совместная советско-японская декларация, в которой, в частности, указывалось, что после подписания мирного договора Японии могут быть возвращены остров Шикотан и группа островов Хабомаи. Однако тогда США намекнули Японии, что в таком случае откажутся возвращать Японии остров Окинава, оккупированный согласно договору 1951 года. После этого японская сторона вернулась к требованию вернуть не два, а все четыре острова, из-за которого мирный договор не подписан до сих пор.

Ситуация усугубилась после того, как в территориальный спор вмешался Дмитрий Медведев, в 2008-2012 годы занимавший пост президента России. После его визита на Курильские острова в 2010 году тогдашний премьер-министр Наото Кана и министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара выразили глубокое разочарование, заявив, что подобные действия российского руководства подрывают основы двухсторонних отношений. Второй визит Медведева на Курилы, уже в должности премьер-министра, состоялся 3 июля 2012 года и также не нашел понимания в Токио.

Тем не менее, новый кабинет министров уже предпринял первые шаги для решения наболевшей проблемы. Так, в феврале 2013 года состоялась встреча Путина со спецпосланником Ёсиро Мори, занимавшего пост премьер-министра в 2000-2001 годах, в ходе которой стороны подтвердили важность иркутского соглашения 2001 года, в котором говорится о значении московской декларации 1956 года. А накануне визита премьера Мори заявил, что Японии не стоит занимать непримиримую позицию и бороться за каждый остров.

Проблеме островов уже больше 60 лет, так что её быстрого решения никто не ожидает. Однако за это время двухсторонние отношения успели выйти на новый уровень и базируются на тесных экономических связях. Один из наиболее важных совместных проектов – строительство второго завода сжиженного природного газа Приморье. Первый завод был открыт на Сахалине в 2009 году в рамках проекта "Сахалин-2", большая часть производимого им газа импортируется в Японию. Кроме того, накануне визита Абэ "РАО ЕЭС Востока" представила масштабный проект по поставке электроэнергии в Японию через 70-километровый кабель, проложенный по дну пролива Лаперуза. Скорее всего, именно для обсуждения этих проектов японскому премьеру потребовалась столь внушительная бизнес-делегация. А мирный договор может и подождать.