В текущем выпуске мы решимся отойти от той канвы анонсов фильма "Легенда № 17", которая звучала до сих пор. Потому что фильм, конечно, о Валерии Харламове. Но никак не в меньшей степени он — о тренере непобедимых тогда ЦСКА и сборной СССР — Анатолии Тарасове. Кинокритики говорят, что это — самая лучшая роль Олега Меньшикова за несколько лет. Хотя, на первый взгляд, какой из Меньшикова Тарасов?
Тарасов — вот он. В течение 9 лет, с 1963 по 1971 год, его сборная СССР становилась чемпионом во всех международных турнирах. Это достижение до сих пор — непревзойденное. А вот это — Тарасов на печально знаменитом матче со "Спартаком", на который пришел Брежнев, бывший как раз болельщиком "Спартака". В фильме Брежнев на себя похож. А вот Олег Меньшиков, на первый взгляд, — совсем другой типаж. Но даже за него страшно, когда, как и Тарасов, он на глазах у Брежнева посреди матча увел команду в раздевалку и восстал против самого ЦК КПСС из-за того, как его засуживали. "Он похож внутренне, он "поймал", — говорит о Меньшикове дочь Анатолия Тарасова Татьяна Анатольевна. – Он очень хороший артист, но я не представляла, как он сыграет. Папе было уже 94 года, и сейчас его труд оценен поколением, которое вообще его не знало! Лучше поздно, чем никогда".
А еще Татьяна Анатольевна после просмотра фильма сказала о наконец-то состоявшейся реабилитации отца. Что ж, о методах, которыми Тарасов вел свои команды к победе (в том числе превращал Харламова в Харламова, многие месяцы держа его поначалу на скамейке запасных), до сих пор шепчутся: повторяют мифы, придуманные партийными функционерами в угоду Брежневу.
А что было на самом деле? В этом выпуске мы объединим несколько киноцитат с отрывками из наших интервью с легендами советского хоккея. Эти беседы состоялись на предпреьерном просмотре, куда хоккеисты были приглашены Владимиром Путиным.
"Борис Петрович, Владимир Яковлевич", — манера общения друг с другом у легенд нашего хоккея шутливая, но удивительно вежливая. Для президента Путина они подписали майку. Им было, что ему рассказать, а потом, в кинозале, было что посмотреть вместе с президентом.
Особые комплименты — художнику картины. Стоит вспомнить классический для своего времени мохеровый шарф Меньшикова-Тарасова, тогдашнюю форму стюардесс "Аэрофлота" и даже табличку с временем работы такси на "Волге", на которой Харламов подъезжает к Москве, где его ждет "страшный" Тарасов.
"Человеку всегда кажется, что в его силах намного меньше, чем он может на самом деле. Ну, что, ненавидите Тарасова? Правильно! Ученики часто ненавидят своих учителей. Бывает даже предают". Это – слова из фильма.
"Харламов, я бы сказал, еще не все изведал, — признается Владислав Третьяк, трехкратный олимпийский чемпион по хоккею, президент Федерации хоккея России, который в 1968-1984 годах он был вратарем ЦСКА. – Я-то испытал нагрузки в два раза больше. В запасных я не сидел, но на площадке все думали, что я умру. Тарасов мне все время делал замечания, я все время думал — ну почему? А он мне говорит: "Молодой человек, если я вам делаю замечания, вы еще живой. А если нет — видите гвоздь, туда повесьте свои коньки. В шахту завтра — и все".
"Смирнов и Подберезный прибежали первыми. За это им в награду еще один километр. Всех касается! Вперед!" – приказывает герой Меньшикова в фильме "Легенда №17". "Я бы не сказал, что он ломает игроков, — говорит Александр Якушев, бывший с 1967 по 1981 год нападающим "Спартака", двукратный олимпийский чемпион по хоккею. — Он игроков не ломал, он воспитывал их такими, какими хотел видеть". "Самое главное – не унижать игрока", — уверен Борис Михайлов, нападающий ЦСКА, двукратный олимпийский чемпион по хоккею.
Владислав Третьяк вспоминает: "Полуфабрикатом" я был, "болванкой", много кем я был. "Владиславом" меня никогда не называли, на "вы" — но "Полуфабрикат", и все. Я купил машину "Жигули", когда стал чемпионом мира. Приехал на стадион. Он мне говорит: "Молодой человек, вы что, на машине ездите?" Я говорю: "Анатолий Владимирович, вы же разрешили купить". "Не-не-не-не, в неделю один раз на машину, остальное время — метро, — отвечает Тарасов. – Потолкаться среди народа!" Я каждый день оставлял машину у бассейна и пешком шел на тренировку, чтобы он видел, что я его не обманул".
Тарасова не боялись, его уважали. И он все приносил и приносил "золото" в копилку ЦСКА и сборной Союза. А впереди была легендарная суперсерия 1972 года СССР-НХЛ в Канаде. "Мы просто хорошо играли в хоккей и делали свое дело", — убежден Владимир Петров, нападающий ЦСКА с 1967 по 1981 год, двукратный олимпийский чемпион по хоккею. Игроки Тарасова поехали на ту суперсерию без него: следствие того самого инцидента с Брежневым. Одна из самых ярких сцен фильма — то, как Тарасов приехал провожать их в Канаду в аэропорт.
В завершении — реакция болельщиков на фильм о Михайлове-Петрове-Харламове и их великом тренере Тарасове. Но – не простых болельщиков. В том числе — и того, кто предложил присвоить имя Тарасова не только дивизиону КХЛ, но и основанной им детской "Золотой шайбе". Владимир Путин делится воспоминаниями: "Моя мама все время меня ругала за то, что я занимаюсь спортом. Но как только ваша тройка выходила на лед, она сразу начинала смотреть хоккей. Это потрясающе, это действительно была народная игра".
Министр обороны России Сергей Шойгу вспоминает, что в 1972 году был первокурсником, поехал в колхоз, и чтобы смотреть матчи СССР-Канада, ходил за семь километров. "Трудно себе представить сегодня, что было сделано тогда. Трудно по многим причинам, — говорит он. — Потому что очень хочется, чтобы вернулся и возродился тот дух, чтобы возродилось то чувство огромного патриотизма и гордости за свою страну. Самое главное — погруженность всей страны в ее спортивное достояние. Тогда каждый от мала до велика знал всех спортсменов, от первого до последнего. Мы знали наших фигуристов, пловцов, легкоатлетов. Мы знали Брумеля и Борзова. Мы знали Тер-Аванесяна. И, само собой, — Петрова, Михайлова и Харламова. Как без этого? Страна без традиций и без символов — это не страна".
"Лет 15 назад в Штатах сняли телевизионный фильм, который назывался "Miracle On Ice", "Чудо на льду", — вспоминает Константин Эрнст, генеральный директор Первого канала. — Это фильм о том, как американская хоккейная сборная в 1980 году в Лейк Плейсиде обыграла непобедимую советскую хоккейную сборную. Этот фильм сняли для телевидения. Но продюсеры хитро решили выпустить его в кино. И собрали феноменальное число зрителей. Я думаю, что "Легенда № 17" выполняет ту же национальную функцию. Она возвращает удовольствие, ощущение от великих побед. И в значительной степени этот фильм — не спортивный. Это — фильм про путешествия. Про путешествия великого человека в поисках себя. Для того, чтобы жить дальше и строить жизнь страны и народа, нужно ориентироваться на великих героев твоей страны. Валерий Харламов — это один из великих героев России. И мне кажется, что "Легенда номер 17" очень талантливо и адекватно передает эту легенду".