Нижняя палата таджикского парламента во вторник, 1 октября, ратифицировала договор по пребыванию на территории республики российской 201-й военной базы, заключенный между Владимиром Путиным и Эмомали Рахмоном год назад в Душанбе. Российские военные останутся в Таджикистане до 2042 года.
Несмотря на то, что Госдума ратифицировала, а Владимир Путин подписал этот договор год назад, таджикские власти оттягивали его ратификацию, стараясь, по мнению политологов, получить дополнительные выгоды от размещения нашей базы на своей территории. И хотя по условиям договора российская база располагается без какой-либо арендной платы, наши переговорщики называют ответные шаги России ассиметричными.
Если говорить о чисто экономической части, то в обмен на сохранение своей базы наша страна поможет перевооружить таджикскую армию на сумму порядка 200 миллионов долларов. Дополнительно к этому была достигнута договоренность о беспошлинной поставке в Таджикистан 1 миллиона тонн нефтепродуктов для внутренних нужд республики, что, по оценкам экспертов, эквивалентно еще 200 миллионам долларов. Помимо этого, Россия выделит Душанбе 5 миллионов долларов на борьбу с наркотрафиком и поможет с подготовкой антинаркотической агентуры. Ну и в качестве вишенки на торте — наша страна списывает Таджикистану 242,5 миллиона долларов долга.
Согласно еще одному подписанному в Душанбе документу, таджикские трудовые мигранты, прибывшие в Россию, могут находиться без регистрации на территории нашей страны 15 дней (раньше не больше трех), а разрешения на работу им будут выдаваться сроком на три года (раньше на год). Такие послабления также можно считать поддержкой таджикской экономики, учитывая, что, согласно данным таджикского центрального банка, половину ВВП страны формируют денежные переводы из России. По данным ФМС, за восемь месяцев 2013 года из Таджикистана в Россию въехали 1,2 миллиона мигрантов.
Помимо перечисленных экономических преференций от нахождения российской военной базы, таджикские власти получают и внушительные политические бонусы, причем как внутренние, так и внешние.
В 2014 году из соседнего Афганистана начнется вывод подавляющего большинства американских войск. Вместе с ожидаемым уходом в этом же году президента Карзая со своего поста это обострит не только приграничную ситуацию, но и обстановку внутри самого Таджикистана, который не так давно опять чуть не сорвался в пучину гражданской войны во время операции в Горно-Бадахшанской автономной области. Присутствуя на официальном открытии базы в прошлом году вместе с Владимиром Путиным, Эмомали Рахмон отметил "роль и место предшественницы российской военной базы – 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной мотострелковой дивизии", указав, что она "внесла огромный вклад в дело установления мира и укрепления стабильности в Таджикистане".
К тому же через месяц, в ноябре 2013 года, в Таджикистане пройдут президентские выборы, на которых у правящего уже 20 лет президента хоть и не будет серьезных оппонентов, но в условиях шаткости внутреннего мира в республике российское военное присутствие прибавит Рахмону уверенности.
Понятно, что дело только выгодами таджикской стороны тут не обходится, но для чего России держать там свои войска? Тем более, что 201-я база является самым крупным военным соединением, дислоцирующимся за пределами границ России. В ее составе несут службу 6 тысяч военнослужащих (преимущественно контрактников), которые формируют три мотострелковых, артиллерийский и зенитно-ракетный полки. Авиакрыло базы укомплектовано истребителями, вертолетами и транспортными самолетами.
Со времен распада СССР Центральная Азия продолжала оставаться в сфере геополитических, экономических и военных интересов России. Однако при этом частыми гостями там стали как представители США, так и их союзники по НАТО, также настроенные на обеспечение своего там военного присутствия. Такое положение дел вызывало у России понятную болезненную реакцию, учитывая, что в последнее время регион превратился в перевалочную базу террористов и наркотиков, идущих преимущественно в нашу страну. Помимо перекрытия каналов наркотрафика и предупреждения террористических угроз, 201-я военная база решает задачи по контролю за угрозами нападения из космоса. В 2012 году в ее состав вошел уникальный оптико-электронный комплекс контроля космического пространства "Окно", располагающийся вблизи города Нурек. Этот уникальным комплекс позволяет производить обнаружение, распознавание и вычисление орбит космических объектов в автоматическом режиме на высотах от 2 тысяч до 40 тысяч километров и размером более одного метра.
Помимо этого, в последние годы колоссально увеличился поток российских инвестиций в электроэнергетику и алюминиевую промышленность Таджикистана, которые оцениваются в более чем 1,5 миллиардов долларов. Свои разработки на территории республики ведут компании "РусАл" и "Газпром". В такой ситуации наличие внушительной военной силы будет служить серьезным фактором в защите инвестиций и российского большого бизнеса.




























































































