Военное сотрудничество между Россией и Таджикистаном стало главной темой переговоров в ходе встречи президентов двух стран. Поводом для неё стал предстоящий вывод войск НАТО из соседнего Афганистана, до которого осталось меньше года. С большой долей вероятности власть в Афганистане вновь захватят исламисты. Защитить от талибов Таджикистан сможет только Москва. Впрочем, Кремль в этом и сам заинтересован.
Это уже третья встреча Владимира Путина и Эмомали Рахмона за последний год. Обсуждение текущих проблем в ходе личного общения — давняя традиция российско-таджикистанских отношений. Главные темы этого визита — пребывание российской военной базы, ситуация в Афганистане и взаимодействие в правоохранительной сфере. Особую значимость эти темы приобретают в свете предстоящих выборов президента Таджикистана в ноябре 2013 года.
Эмомали Рахмон, как один из возможных кандидатов на высший пост в республике, видит в России надежного партнера и охотно принимает приглашение Путина. Президенты в присутствии министров обсуждают предстоящий в 2014 году вывод из Афганистана войск коалиции, который, конечно же, повлияет на обстановку во всей Центральной Азии и в Таджикистане прежде всего. Путин просит учесть все риски.
"Хотел бы, в частности, отметить совпадение наших подходов к ситуации в Афганистане, в том числе в связи с предстоящим выводом коалиционных войск из Афганистана в 2014 году. Мы договорились активизировать усилия по противодействию терроризму, наркоугрозе и трансграничной преступности", — пояснил президент России Владимир Путин.
В связи с этим России особенно важно сохранить военное присутствие в регионе. И с этой миссией вполне справляется российская 201-я военная база, которая расквартирована сразу в трех городах — Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе.
"Хочу обратить внимание, что это самое крупное сухопутное вооруженное формирование российских вооруженных сил за пределами нашей государственной границы. В России все необходимые процедуры в этой связи выполнены. В Таджикистане – близки к завершению. Имеется общее понимание, что в ближайшее время можно будет приступить к практической реализации этого важнейшего документа", — отметил Владимир Путин.
Впрочем, на задачах, которые стоят перед российской военной базой, предстоящие перемены в Афганистане никак не отразятся, объясняет министр обороны Сергей Шойгу. Во всяком случае, в ближайшее время.
"В любом случае мы должны учитывать все риски, которые могут возникнуть. Тем более, что у Советского Союза и России есть довольно богатый опыт выхода и того, что за этим следовало", — рассказал министр обороны России Сергей Шойгу.
Присутствие базы до 2042 года прописано в двухстороннем договоре, ратификацию которого Таджикистан по труднообъяснимым причинам откладывает. Но 1 августа 2013 года Рахмон пообещал, что совсем скоро этот вопрос будет решен.
"Наше отношение к этому вопросу – самое серьезное. И мы решительно настроены выполнить взятые на себя обязательства. И, с возвращением с каникул парламента страны, этот вопрос будет решен осенью текущего года", — заверил своего российского коллегу президент Таджикистана Эмомали Рахмон.
Российское министерство обороны в рамках военно-технического сотрудничества поможет таджикистанской армии модернизировать свои подразделения. Цена вопроса составляет 200 миллионов долларов. Срок — до 2025 года. Модернизация пройдет в три этапа.





















































































