Тема:

Бойня в Найроби 8 лет назад

Теракт в Найроби замешан на нефти


фото EPA


фото EPA


фото: Global Look Press


фото EPA

Столица Кении Найроби зализывает раны после кровавого теракта в торговом центре Westgate. Отличилась опять "Аль-Каид (запрещена в РФ)а", точнее ее группировка "Аш-Шабаб" (запрещена в РФ).

Столица Кении Найроби зализывает раны после кровавого теракта в торговом центре Westgate. Отличилась опять "Аль-Каид (запрещена в РФ)а", точнее ее группировка "Аш-Шабаб" (запрещена в РФ).

Кения — страна, откуда родом отец Барака Обамы Барак Хусейн Обама-старший, страна, где до сих пор в племени луо живет множество родственников президента США. Фамилия Обама в племени луо очень распространена. Понятно, что родственники — в безопасности и под специальной охраной. Но не переживать из-за теракта местные Обамы все же не могут. И как им объяснить, что одних террористов "Аль-Каиды" (из "Фронта Аль-Нусра" в Сирии) США практически поддерживают, а других террористов "Аль-Каиды" (группировку "Аш-Шабаб" в Кении) осуждают?

То есть террористы бывают нашими и не нашими, хорошими и не очень? Хотя есть один ключ, как сделать это. Кенийским родственникам Обамы нужно сказать, что хорошие террористы — нашего племени, а плохие — другого. Нужно сыграть на еще неизжитом в Кении трайбализме, когда борьба племен за ресурсы — скот, лучшие пастбища и воду — подчиняет все прочие представления о прекрасном.

Была в Кении недавно одна история, когда отряд в полсотни полицейских, а среди них были и луо, преследовал угонщиков скота. Скот принадлежал племени самбуру. Угнали же стадо горячие парни из племени туркана. Полиция уже настигала злоумышленников, но на подступе к поселению туркана ее встретили автоматы, гранатометы и противопехотные фугасы. Турканский огонь "скосил" тогда более 40 полицейских. Вот она, реальность кенийского трайбализма. Нас что, всех туда зовут? "Аль-Каида" в Сирии — хороша, наша. "Аль-Каида" в Кении, где отечество Обамы, — плохая.

Торговый центр Westgate — это три этажа. Внизу — один из самых больших и популярных супермаркетов. На крыше — большая парковка, через которую можно зайти внутрь здания. Отсюда и началась атака.

Члены исламистской группировки "Аш-Шабаб" говорят, что власти подорвали здание после трехдневных безуспешных попыток взять его штурмом. В Генштабе уверяют, что всех заложников удалось спасти, а причина обвала — пожар, который возник еще на второй день.

Через десять минут после начала атаки, вспоминает Елена Челышева, здание обесточили. Охрана магазина, которая и так была без оружия, лишилась еще и возможности видеть — перестали работать все камеры наблюдения. Единственное — они успели запечатлеть двоих боевиков из "Аш-Шабаб". Полиция прибыла на место спустя только полчаса после начала бойни.

Слезоточивый газ пускали несколько раз. Боевики через Twitter потом обвинили власти в использовании против них химического оружия.

"Я видел нападавших. Мы встретились взглядами. Он кричал мне: "Иди сюда!" Хотел, чтобы я вышел на открытое пространство. Для него все это как шутка, игра. Это был не сомалиец — кениец, и он говорил на чистом суахили", — вспоминает очевидец трагедии Абдуль Хажи.

Очевидцы уверяли, что командовала боевиками женщина. Подозрения пали на Саманту Льютвейт, 29-летнюю белую вдову террориста, который в 2005-м взорвал лондонское метро. Интерпол уже объявил ее в международный розыск.

О ней же говорила министр иностранных дел Кении, добавляя, что в рядах захватчиков были и американцы. Но Генштаб Кении все отрицал: все боевики — мужчины, национальность не ясна, количество — тоже. Убиты пятеро, но, возможно, часть еще находится под завалами Westgate.

Не ясно, где остальные заложники. Президент объявил о победе над террором ценой 67 жизней. Красный Крест не досчитался еще 62 человек.

К расследованию подключились американские, британские и израильские специалисты. Выяснилось, что атаку планировали заранее. Боевики сняли магазин, куда завозили оружие. Кенийская разведка заранее знала о месте и точном времени атаки. Все, что сделал ее глава, — вывел свою семью из центра за полчаса до начала бойни, в которой погибло много иностранцев.

Родственники американского президента считают, что атака на Westgate — дело политическое, к которому имеют отношение США.

Выборы в Кении племя луо проиграло и сейчас — в оппозиции к президенту. Двоюродный брат Барака Обамы говорит, что Ухуру Кенията ошибся, когда после прихода к власти сильно сблизился с Китаем.

Не так давно в отношении президента и его зама завели уголовное дело. Международный уголовный суд обвиняет их в гибели людей во время беспорядков в 2008-м. Правда, обоих отпустили обратно в Кению, как только случился Westgate.

"Когда у нас были выборы, Обама дал четкий совет: если вы проголосуете за этих людей, будьте готовы к последствиям. Я уверен, кенийские власти устроили Westgate, чтобы надавить на США и Британию, чтобы те прекратили судебный процесс. Только суд в Гааге может отстранить их от власти", — сказал брат президента Обамы Николас Раджула.

92-летняя бабушка Обамы Сара тоже внимательно следит за новостями, но журналистов не любит. Говорит, что в Кении жить стало опасно, и надеется на вмешательство внука. "Я уверена, он сделает все для развития и для установления мира во всем мире", — считает Сара.

Но пока развивает Кению Китай. Общий объем инвестиций — 5 миллиардов долларов — идет на инфраструктуру, строительство дорог, портов и вокзалов. В обмен — минеральные ресурсы и продукты нефтепереработки. По одной из версий, атака на Westgate замешана на нефти. Похожий сценарий уже был, к примеру, в Мали.

Кения подписала договор о строительстве на севере нефтепровода из Южного Судана в порт Ламу на границе с Сомали. В этом проекте сильно заинтересован Китай — он даже готов оплатить прокладку труб. Но внезапное резкое усиление террористической активности почти разбитой группировки "Аш-Шабаб" и возможное введение в Кению иностранного контингента сильно мешает планам Китая.

Группировка "Аш-Шабаб", которая в свое время контролировала столицу Сомали Могадишо, а потом была выбита и погрязла в междоусобной войне, совершила еще два налета. Оба — на севере страны.

Президент Кении заявил, что не будет выводить войска из Сомали, как того требуют исламисты. Зажатые в тисках политических игр кенийцы боятся — "Аш-Шабаб" грозит стране новыми терактами.