Анна Маньяни бежит по улицам Рима, по ним же в поисках похитителей велосипедов бродит герой фильма Витторио де Сика. Эта военная и послевоенная, черно-белая, несчастная и бедная Италия вдохновляла не только кинорежиссеров, но и фотографов.
"Такие картинки окружали меня в детстве, моя семья жила немного побогаче, но эти лица точно с соседней улицы", – вспоминает Посол Италии в РФ Антонио Дзанарди Ланди.
Антонио Дзанарди Ланди – посол Италии в России – родился в Удине, регион Фриули. Эти фотографии для него все равно, что из домашнего альбома. "Фриульская группа новой фотографии" образовалась как раз во времена его детства. Следуя примеру неореалистов в кино, они направляли свой объектив на уличные сценки, игры детей, религиозные шествия, быт рыбаков и крестьян.
"Мы все время были то под венецианцами, то под австрийцами, а в послевоенные годы стали ощущать себя – думать, кто мы и что нам делать, чтобы выйти из бедности?" – рассказывает Ланди.
Адриано дель Аста, директор Итальянского института культуры в Москве, тоже уроженец Северной Италии. Он ходил в школу в такой же форме, помнит те же машины, дороги и дорожные знаки. На первый взгляд бедно, но он знает – потом был подъем. В послевоенные 50-е итальянские неореалисты нащупали выход из кризиса, считает Адриано дель Аста.
"В неореализме была интуиция, что в реальности есть не только факты, но и тайна, новые возможности надежды", – объясняет Адриано дель Асто.
Луиджи Кроченца – имя основателя неореализма в итальянской фотографии. Он придумал жанр фотоистории, фоторомана. Кроченца считал, что главная цель фотографа – показать фильм на печатной странице. Он иллюстрировал книги, снимал Сицилию. Итало Дзаньер свои фрески из множества фотографий называл фотообоями. Альдо Бельтраме, Фульвио Ройтер, Джани Беренго Гардин – они прославили итальянскую фотографию не меньше, чем Микеланджело Антониони и Лукино Висконти прославили итальянское кино.
Постепенно крупнозернистые фото бедного быта становятся все более поэтичными, и все сюжеты сводятся к одному – к любви. Вклад Марио Джакомелли, автора цикла "Мужчина, женщина, любовь", в итальянскую фотографию сравним со значением работ Федерико Феллини в кино – поэзия побеждает реальность.