Возможно, что московские театры будут начинать спектакли не в семь вечера, как все привыкли, а на час позже. Правда, будет это не на всех постановках и не каждый день. Перейти на плавающий график служителям Мельпомены предложили в Департаменте культуры. И это предложение уже вызвало массу споров.

Возможно, что московские театры вскоре будут начинать спектакли не в семь вечера, как все привыкли, а на час позже. Правда, будет это не на всех постановках и не каждый день. Перейти на плавающий график служителям Мельпомены предложили в Департаменте культуры. И это предложение уже вызвало массу споров.

Премьера близится, а зрителей все нет. Занавес и так поднимают с задержкой в четверть часа. Но случаются совсем уж "неджентльменские" опоздания, когда посетители влетают в гардероб спустя полчаса после начала спектакля. "Обычно в первые 15-20 минут прибегают человек пятнадцать, — делится своими наблюдениями Яна Ленкова, администратор зала Российского академического молодежного театра. – Иногда приходят целыми компаниями. Оправдываются пробками".

Театр в семь вечера не вписывается ни в трафик, ни в график жизни современного мегаполиса, решили в Москве. И предложили дать автомобилистам и трудоголикам лишний час перед встречей с прекрасным. "Мы предложили нашим театрам перенести начало спектакля на 8 вечера, — говорит Сергей Капков, руководитель московского Департамента культуры. — Надеюсь, большая часть согласится. Все-таки метро работает до половины второго". Одни театры сочли, что таким образом они превратятся в "клубы полуночников", а другие — что лучше играть позже, но при аншлаге, чем раньше, но при полупустом зале.

Театры массово перевели стрелки на 7 часов вечера в шестидесятые годы, при Хрущеве. Это было сделано в интересах рабочих, которым рано вставать по утрам. На афишах знаменитого Ленкома время до сих пор даже не указывают, потому что спектакли здесь всегда начинались — и начинаются — только в 19 часов. Это уже больше, чем расписание, это — театральная традиция, которой 85 лет. И причин изменять ей в театре не видят. "Я выскажусь от имени всего коллектива Ленкома: не надо ничего менять, — уверен худрук театра Марк Захаров. – Временами надо прививать здоровый консерватизм. Семь часов – удобно всем, все привыкли".

В новые временные рамки впишутся не все спектакли. "Борис Годунов" закончится в час ночи, "Хованщина" — и того позже. Рискнувший пойти на Вагнера встретит в театре рассвет. Даже сейчас после десяти вечера в зале начинают звонить телефоны, а зрители чаще смотрят не на сцену, а на часы. "В четверть или в половину одиннадцатого все уходят, — говорит солист Московского театра оперетты Юрий Веденеев. — А если начинать позже, люди не будут досматривать спектакли!" Финала не дождутся жители Жулебино, Бутово, Зеленограда, которым ехать на электричках или на другом транспорте от метро. Зрители из дальних районов в театры в пределах Садового кольца прибывают своим ходом. "За час на метро можно добраться до любого театра, — говорит директор Московского театра оперетты Владимир Тартаковский. – А на машине подъехать нереально, ее и парковать в центре негде".

Служить Мельпомене после полуночи придется и артистам, а им утром нужно быть на репетиции. Рабочие же будут до утра разбирать декорации – например, семитонный дом из "Севильского цирюльника". "И если спектакль заканчивается даже в 10-30, значит, актеры будут в ночную смену работать, — говорит Владимир Урин, генеральный директор Московского академического музыкального театра. – Это означает дополнительные выплаты".

Но есть и пионеры нового театрального времени. В афише Молодежного театра многие спектакли начинаются как раз в 8 вечера. "Приходит замечательная публика, которой удобно позднее время, — говорит Алексей Бородин, худрук театра. – Надо идти навстречу. Это и нам открывает новые возможности".

Короткие спектакли — первые кандидаты на эксперименты со временем. Театрам предложили все же попробовать и хотя бы один день в месяц начинать представления попозже. Правда, при этом еще предстоит научить театральную — пожалуй, самую консервативную — публику идти в ногу со временем.