Новый король Большого театра

В Большом театре состоялся органный концерт. Первыми опробовали королевский инструмент лучшие российские органисты. Новый орган изготовлен в Германии по специальному заказу с учетом особенностей здания театра.

В Большом театре состоялся органный концерт. Первыми опробовали королевский инструмент лучшие российские органисты. Новый орган изготовлен в Германии по специальному заказу с учетом особенностей здания театра. У него 1819 труб и 31 регистр. Настраивали инструмент несколько месяцев.

Такого в Большом театре еще не было: первый в его истории органный концерт. Самого органа при этом на сцене не видно — он находится высоко над головами зрителей, в 10 метрах над партером, на пятом этаже здания.

Но подмостки не пустуют. В свете прожекторов – органный пульт – шпильтиш, который подняли из оркестровой ямы. Для концерта соорудили роскошные, практически, оперные декорации: кафедра католического собора в натуральную величину, бронзовые ангелочки, видеопроекция. Короля инструментов и встречают по-королевски – фанфарами.

Звучит музыка Екатерины Мельниковой. Композитор и импровизатор, она первая в России стала устраивать органные представления — с лазерным шоу и восточными танцами. Говорит, что и сейчас собиралась еще и сплясать, даже платье надела, похожее на пачку, и балетки. "Композиция на музыку Сен-Санса и Чайковского "Лебедь" посвящается Анне Павловой. Я для себя выбрала образ лебедя, поэтому я стою сейчас в белом платье. Мне волнительно и очень приятно", — признается композитор.

Орган для Большого театра изготовила немецкая фирма "Глаттер-Гёц". Мастер Штефан Штурцель говорит, что задание было одним из сложнейших. Он устанавливал инструменты в концертных залах Европы и Америки, а в театрах еще не приходилось. "Очень редко стоят живые органы, чаще электронные инструменты. И я рад, что здесь есть реальный орган", — отметил мастер.

1819 металлических и деревянных труб, две клавиатуры, 31 регистр. Звучание обещало быть одним из лучших в мире, но, получив инструмент несколько месяцев назад, главный дирижер Василий Синайский и солисты испытали разочарование. "Пока что ощущение такое, что запаздывает звук, Но это огромный инструмент, поэтому есть какие-то свои нюансы", — отмечает солистка Большого театра Венера Гимадиева.

Звук заглушали декорации, да и расстояние между пультом и трубами большое. Профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая рассказывает, что только к концерту приноровилась играть на таком инструменте. После месяцев репетиций и бесчисленных настроек она, наконец, нашла правильный тембр и открыла новую для себя функцию "электронной памяти". "Здесь есть такая возможность, которой охотно воспользовалась на репетиции: можно записать, потом отойти в зал и проиграть. И ты сам услышишь реально — с места зрителя — как звучит орган", — пояснила она.

В главном театре страны орган необходим. В опере Гуно "Фауст" он помогает создать атмосферу собора, имитирует шум дождя в "Отелло" Верди, сопровождает сцену на балконе в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта", звучит в увертюре к опере Вагнера "Летучий голландец".

Органы в Большом театре были и раньше, но с ними не везло. Первый установили 130 лет назад, но расположен он был неудобно: исполнитель не видел дирижера, и требовался ассистент, который дублировал бы жесты маэстро. Следующий инструмент прослужил полвека, после чего пришел в негодность. В 70-е ему на смену пришел электроорган, но он не удовлетворял требованиям театра. Чтобы снова установить новый акустический инструмент, пришлось дождаться реконструкции здания.

Штатного органиста в Большом театре пока нет. Конкурс на эту должность объявят в ближайшее время.