Следствие выясняет причины ЧП на подлодке "Екатеринбург"

Пострадавших во время пожара на подлодке "Екатеринбург" в Мурманской области выписали из больницы. Двоих сотрудников МЧС и семерых членов экипажа госпитализировали с отравлением угарным газом. Пожар на субмарине потушили в пятницу днем, спустя 19 часов после возгорания.

Пострадавших во время пожара на подлодке "Екатеринбург" в Мурманской области выписали из больницы. Двоих сотрудников МЧС и семерых членов экипажа госпитализировали с отравлением угарным газом. Пожар на субмарине потушили в пятницу днем, спустя 19 часов после возгорания. Концентрация вредных веществ в районе происшествия не превышает предельно-допустимых значений.

Пожарные охлаждают лодку, беспрестанно поливая ее уже несколько часов. Для этого на все пожарные гидранты подается около тонны воды каждые пять секунд. Особое внимание уделяется носовому отсеку, где расположено торпедное вооружение. Но даже благодаря этим усилиям, температуру удалось сбить лишь до 30 градусов. Внутри прочного корпуса постоянно находится экипаж, который регулярно, каждые 30 минут, проводит тщательный мониторинг обстановки.

А началось всё с возгорания строительных лесов, что возведены вокруг субмарины. Оттуда пожар распространился на саму лодку. Загорелась резина, которой покрыт внешний корпус корабля. Дымило так, что о пожаре в судоремонтном доке Росляково уже через несколько минут говорил весь Мурманск. По городу ползли слухи один страшнее другого. Ведь на борту горящей лодки находятся два атомных реактора. Но Министерство обороны довольно оперативно заявило, что горит только внешний легкий корпус лодки. Проникновение огня во внутренние помещения удалось предотвратить.

Лодка имеет 24 технологических отверстия. Помимо главного входа через рубку – это два разгрузочно-погрузочных люка на носу и в кормовой части, выход аварийно-спасательной камеры, 4 люка торпедных аппаратов и 16 люков ракетных шахт. И если сразу после начала пожара все они были задраены, то огонь вовнутрь, действительно, не смог бы проникнуть.

Пока экипаж крейсера боролся за живучесть, находясь на борту, снаружи его тушили 11 пожарных расчетов. А с воздуха на док сбрасывали воду несколько вертолетов. Справиться с огнем удалось только спустя 19 часов.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения, а именно так полностью называется К-84 "Екатеринбург", относится ко второму поколению атомных субмарин проекта 667 БДРМ. По натовской классификации – "Дельфин". Проект был разработан еще в конце 70-х годов прошлого века, и все семь кораблей были построены до начала 90-х. Этот – в 1984 году. Сейчас в строю пять субмарин. Каждая способна нести до 16 межконтинентальных ядерных баллистических ракет. Это одна из основных составляющих российской ядерной триады. Конструкция, конечно, уже устарела. Да и шумность хода слишком высока. Но БДРМы, как их называют на флоте, способны подолгу нести боевое дежурство под толщей полярных льдов. Обнаружить их там практически невозможно. Что позволяет в любое время нанести из-под ледового панциря ядерный удар по наземным целям всеми 16 ракетами сразу. Как это может быть в сентябре 2006 года показал экипаж Героя России Сергея Рачука, запустив практически с Северного полюса ракету Р-29 "Синева". Прежде из этих широт стрелять еще никому не удавалось.

Именно этот героический "Екатеринбург" К-84 и горел в Росляково.

Министр по чрезвычайным ситуациям еще ночью провел экстренное селекторное совещание, на котором лично координировал работу спасателей. Утром ему доложили о том, что радиационной опасности этот инцидент не представляет, так как оба реактора были заглушены.

"Совместно с Росатомом установлен полный контроль за радиационной обстановкой на границах Российской Федерации. Радиационная обстановка в норме – от 8 до 14 микрорентген в час", – сообщил руководитель федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору Николай Кутьин.

Всего пострадали 9 человек. Из них семеро военнослужащих и два сотрудника МЧС. У всех легкое отравление продуктами горения и они уже выписаны из больницы. В том, что в результате происшествия серьезно никто не пострадал, несомненно заслуга спасателей и личного состава, который находился в момент возгорания на лодке.

По факту ЧП Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 347 УК РФ "Повреждение военного имущества по неосторожности".

"Допрошено около 50 свидетелей. Следователи изучают документацию, изъятую с судоремонтного завода", – заявил руководитель управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

Для оказания практической помощи следователям в Росляково из Москвы вылетели опытные криминалисты Главного военно-следственного управления. Там же находится и начальник Генштаба Николай Макаров. Но говорить же о том, останется ли корабль в боевом составе флота, пока преждевременно. Восстановление поврежденных конструкций может занять несколько месяцев.