Фестиваль Мстислава Ростроповича: москвичам подарили две премьеры

Лондонский филармонический оркестр подарил москвичам две премьеры. Пьеса "Египетские ночи" Александра Таирова с музыкой Сергея Прокофьева не исполнялась более 60 лет. В концертной версии "Египетских ночей" роли исполнили Константин Хабенский и Чулпан Хаматова. Оратория "Иван Грозный" Сергея Прокофьева в обработке Леона Атовмьяна прозвучала в России впервые. Лондонский филармонический оркестр – гость фестиваля Мстислава Ростроповича.

Владимир Юровский по-английски дает последние указания музыкантам – до концерта в Большом зале консерватории пара минут.

Историческое событие – Лондонский филармонический оркестр впервые с конца 70-х приехал в Москву. Публике повезло второй день подряд слушать вживую коллектив, который в 2002-м и 2004-м разделил оскаровский триумф композитора Говарда Шора: именно этот оркестр записал саундтрек к кинотрилогии "Властелин колец". Пригласить Лондонский филармонический даже на фестиваль Мстислава Ростроповича было непросто. Оркестр – единственный в мире, музыканты которого не получают зарплату – только гонорары за выступление. К слову, весьма высокие. Зато вот уже 80 лет коллектив держится на самоокупаемости.

"Мы договаривались два года – у нас это было в планах. Я позвонила, попросила, мы обговорили даты. Дальше все шло, как по маслу. Я думаю, это из-за особого отношения к моему папе. Потому что он очень много сотрудничал с этим оркестром, и конечно, это во многом упростило нашу задачу", — предполагает Ольга Ростропович, художественный руководитель III Фестиваля Мстислава Ростроповича.

Вопреки музыкальной традиции, дирижер вышел на сцену раньше оркестра. Он лично представил пьесу, которая в Москве не исполнялась более 60 лет – после того как постановлением ЦК был расформирован Московский Камерный театр Александра Таирова.

"Эту пьесу придумал Таиров как компиляцию трех несовместимых источников, два из которых были английского происхождения, одно – отечественного. Это была пьеса о египетской царице Клеопатре, которую играла жена Таирова знаменитая актриса Алиса Коонен", — поясняет главный дирижер Лондонского филармонического оркестра Владимир Юровский.

"Египетские ночи" в 1933-м — смелый эксперимент в драматургии и в музыке. Александр Таиров соединил комедию, трагедию и стихи – "Цезаря и Клеопатру" Бернарда Шоу, "Антония и Клеопатру" Уильяма Шекспира и "Египетские ночи" Александра Пушкина. А Сергей Прокофьев вывел на подмостки симфонический оркестр, добавил соло на рояле, соло на арфе, два джазовых саксофона и охотничий рожок, который звучал из-за сцены.

Как прошла премьера "Египетских ночей", описала в своих мемуарах Алиса Коонен. Она вспоминала, что московская публика приняла спектакль с восторгом, а особенно он впечатлил случайно присутствовавших на нем иностранцев. В то же время в прессе разгорелись жаркие споры: кто-то говорил – шедевр, кто-то – обвинял Таирова и Прокофьева в искажении классики.

Музыка Прокофьева не была фоном к спектаклю. Скорее реплики героев стали частью замысла композитора – он даже прописал их в партитуре. В концертной версии все роли исполняют двое – Константин Хабенский и Чулпан Хаматова.

"Очень волнительно! В театре играть проще, потому что ты там не можешь подвести как-то, а здесь очень страшно, что не туда вступишь, не то скажешь, не вовремя, не в том регистре. Но оркестр помогает! Оркестр прекрасный! Они все улыбаются, поддерживают!", — делится впечатлениями Народная артистка России Чулпан Хаматова.

Владимир Юровский, с 2007 года – главный дирижер Лондонского филармонического, а 2011 — и Государственного оркестра России имени Светланова, любитель раритетов. Завершил концерт оригинальной версией оратории "Иван Грозный", которую составил по плану Прокофьева его секретарь Леон Атовмьян, и которая в России ни разу не исполнялась.