В Выборге завершился фестиваль российского кино "Окно в Европу". Девиз форума был "Прогноз на завтра". И, по результатам, "прогноз" получился следующий: анимационное кино набирает силу, документальное - изредка радует интересными работами, а игровой кинематограф переживает кризис идей и реализаций.

В Выборге завершился фестиваль российского кино "Окно в Европу". Девиз форума был "Прогноз на завтра". И, по результатам, "прогноз" получился следующий: анимационное кино набирает силу, документальное — изредка радует интересными работами, а игровой кинематограф переживает кризис идей и реализаций.

В игровом конкурсе показали десять фильмов, примерно половина из них построены на бесконечных диалогах в одном помещении. В какой-то момент стало неважно, где происходит действие, кто играет и что говорят. По-настоящему стоящих и непохожих на другие картин было две: "Шопинг-тур" бывшего журналиста Михаила Брашинского и "Доктор" театрального режиссера Владимира Панкова. Оба фильма отличают виртуозность жанровых переходов, крепкая драматургия и прекрасная игра актеров. Эти две картины были очевидными лидерами конкурса.

Однако жюри во главе с Романом Балаяном решило немного иначе. Примечательно, что с разделением Гран-при повторилась история первого "Окна в Европу", когда награду вручили ленте "Макаров" Владимира Хотиненко и "Снам" Карена Шахназарова.

В результате, судьи разделили Гран-при между "Шопинг-туром" и весьма традиционной картиной Георгия Параджанова "Все ушли". Таким образом, с одной стороны киевский армянин Роман Балаян отметил работу тбилисского армянина Георгия Параджанова и, как пошутила продюсер ленты Екатерина Филиппова, "членов жюри не испугала очевидность такого выбора". С другой, этим решением судьи обнаружили интересную тенденцию: в российское кино пришли частные средства. Мало того, что фильмов, созданных без государственной поддержки, в конкурсе оказалось примерно столько же, сколько картин, поддержанных Минкультом, главного приза фестиваля оказался достоин не только фильм, профинансированный государством, но и картина, сделанная на деньги ее авторов.

А вот что касается vox populi, преимущество оказалось на стороне "частников": приз зрительских симпатий у иронического экшн-фильма "Соловей-разбойник" молодого режиссера Егора Баранова с Иваном Охлобыстиным в главной роли. Резюмируя итоги игрового конкурса, можно сделать вывод, что отказ от господдержки единственно правильный путь для отечественного кинематографа.

Но все же главной отдушиной и радостью фестиваля оказался конкурс анимационного кино. Выяснилось, что российская анимация, в которую никто не хочет вкладывать частные средства, может удивить необычными идеями и порадовать всем жанровым многообразием. Фильмы создаются для любого возраста с невероятной изобретательностью. Но главное, что эти картины настолько богаты своим содержанием, что никогда не потеряют своей актуальности.

Особо стоит заметить, что в анимацию пришло много молодых авторов, многие из них соревновались со своими педагогами, и ни в чем им не уступали. Это творческий подвиг — почти без денег создавать уникальные произведения. И их создатели ощущают огромную благодарность кинофорума за то, что те дают жителям Выборга знакомиться с их фильмами. К сожалению, другого пути к зрителю, кроме фестивальных показов, у анимации нет.

Ну, и в финале – немного о забавном. На всех сеансах за мной садилась пара – крупный мужчина с тяжелым взглядом и дама в массивной бижутерии, явная поклонница героинь "Секса в большом городе". Они были мало похожи на киноманов, хотя и смотрели все без исключения. Фильмы обсуждали редко. Чаще говорили о вечеринках. Но однажды слух мой случайно выхватил такую фразу: "Ну, конечно, Кроненберг!". Это в один момент удивило и порадовало: Дэвид Кроненберг своими фильмами покоряет широкую аудиторию. Но несколькими секундами позже последовало продолжение: "...или "Невское" — что будет?"

Вот такое кино, господа...