В субботу исполняется 50 лет публикации повести "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына. Он первым рассказал правду о советских лагерях. Почему теперь через полвека после признания писателя, его дом-музей в Кисловодске находится на грани исчезновения?
Два десятка лет в кисловодском музее "Крепость" экспонаты небольшого стенда рассказывают о знаменитом земляке. В череде черно-белой фото-летописи – снимок двухэтажного дома. Именно в нем провел первые детские годы будущий Нобелевский лауреат. Таким дом Гориной – так называют особняк тетки Александра Солженицина –дошел до наших дней. Третий год здесь создается отдел Государственного литературного музея. Двухэтажный терем, теснимый и в советское время санаторными корпусами, едва ли удается сразу отыскать в окружении бетонных новоделов.
В этом доме Александр Солженицын провел четыре года. Часть своих строк в романе "Красное колесо" он посвятил окнам этого особняка . Они теперь другие, и вид из них уж совсем не тот. Грохота строительной техники пока нет. Суд приостановил возведение частного санатория по соседству. Бассейн и два его корпуса высотой в 14 этажей должны были дать работу 200 местным жителям. Представитель застройщика удивлен – как местные власти: и краевые, и городские – сначала разрешили зайти инвестору, а теперь почти гонят с участка.
"Строительство возобновим, как только разрешит суд", — обещает представитель застройщика Николай Шувера.
Администрация Кисловодска уверяет – происходящее с домом-музеем, конечно же, беспокоит, но это же федеральная собственность, а по закону муниципальные власти мало что могут. "Мы создали межведомственную комиссию, сегодня проводим активную работу по урегулированию интересов музея и застройщика – выработан комплекс мер, который бы, на наш взгляд, позволил решить все вопросы", — говорит первый замглавы администрации Кисловодска Олег Боровко.
Чиновники заявляют – власти Кисловодска заняли позицию миротворцев. И в суд обратились, и ведут переговоры с застройщиком, и он уже почти согласился снизить вполовину этажность возводимых корпусов санатория. При этом заявляют, как важен каждый инвестор для города с дотационным бюджетом. А журналистов просят не будоражить эту тему.
Связаться с представителем музея в Ставропольском крае не удалось . Он почему-то избегает общения с журналистами. Как оказалось, незадолго до нашего приезда с ним говорили по телефону из городской администрации. Стало быть, попасть внутрь этого дома пока не представляется возможным. Стоит предполагать, что здание воссоздается внутри так же аккуратно, как и снаружи.
Совершенно недавно дом опоясала пестрая лента – это границы земельных участков. Получается, что сейчас даже подойти к историческому особняку, на котором гордо красуется табличка, сообщающая, что это памятник архитектуры федерального значения, невозможно, не минуя частную территорию. С одной стороны забор, с другой – котлован. Семь миллионов рублей, выделенных федеральной казной для восстановительных работ музея на текущий год, возвращаются в бюджет – остались неосвоенными.
В 2013 страна отметит 95-летие со дня рождения Александра Солженицына. Каким его встретит воссоздаваемый дом музей, судить сложно. Во всяком случае, картина, которую сейчас можно наблюдать здесь, довольно далека от понятия охраняемого государством исторического памятника.























































































