Государственная Дума вскоре рассмотрит во втором чтении закон о новой системе финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Законопроект, прошедший первое чтение еще весной, довольно активно обсуждает деловая пресса, широкой общественности о нем рассказывают реже.

Государственная Дума вскоре рассмотрит во втором чтении закон о новой системе финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Законопроект, прошедший первое чтение еще весной, довольно активно обсуждает деловая пресса, широкой общественности о нем рассказывают реже, хотя он крайне интересен. Суть в том, что бремя финансирования капремонта перекладывается с федерального и регионального бюджетов на собственников жилья, то есть на граждан, компании, муниципалитеты. С 2014 года владельцев квартир обяжут ежемесячно перечислять на капремонт от 5 до 10 рублей за каждый квадратный метр жилплощади; минимальные ставки установят регионы, окончательный размер определят местные администрации. Речь идет о довольно больших деньгах. При общей площади многоквартирного жилья в стране порядка 2,2 миллиарда квадратных метров объем ежегодных сборов на капремонт может составить миллиардов двести. Аналитики журнала "Эксперт" полагают, что такой денежный поток откроет неплохие перспективы для крупных строительных подрядчиков, для региональных чиновников и, по-видимому, для банков. Много ли при будущем порядке финансирования капремонта выиграют граждане, пока не вполне ясно.

Зато вполне ясно, как остро нужны решительные действия. Жилой фонд, по словам чиновников, буквально разваливается из-за недофинансирования ремонтных работ. Сейчас в России за год, по данным Росстата, капитально ремонтируется лишь 5-6 миллионов квадратных метров жилья, в советское время было около 50 миллионов. Фонд ЖКХ, играющий при нынешнем порядке финансирования ключевую роль, а он на 70 процентов оплачивает региональные программы капремонта, не в состоянии выделять необходимые суммы. Из 140 миллиардов рублей, которые выделяются фонду в ближайшие три года, на капремонт намечено потратить всего 20–30 миллиардов. Это смехотворно мало. Вице-премьер Козак говорит так: "Если не примем срочных мер, то жилой фонд будет разрушаться и станет аварийным. Люди, которые сегодня живут в нем, лишатся собственности, а государству придется потратить еще большие деньги, чтобы переселить их. Мы рискуем заполучить огромную неподъемную ни для государства, ни для граждан проблему".

Разумеется, ныне действующего закона о приватизации жилого фонда, по которому государство само должно отремонтировать дома, переданные новым собственникам в ненадлежащем состоянии, никто изменять не собирается. Но что владельцам пора, наконец, вплотную заняться своими домами, тоже уже слишком очевидно. Тот вариант, в котором законопроект подходит ко второму чтению, уже более или менее устраивает и специалистов, и депутатов. Рассказать предлагаемую им схему в двух словах я не возьмусь, но главная суть в том, что собственникам жилья предстоит выбирать способ накоплений на капитальный ремонт: отчислять им деньги в централизованный региональный фонд, или на специальный счет многоквартирного дома. В первом случае региональные власти будут устанавливать очередность ремонтных работ, выбирать строительных подрядчиков и так далее. Во втором случае всем этим будут заниматься сами собственники жилья. Они, например, смогут тратить деньги на поэтапный капремонт, не дожидаясь накопления всей суммы, либо наоборот делать ремонт скорее, привлекая в довесок к своим ремонтным отчислениям банковские кредиты. Эксперты говорят, что такая схема – со специальными домовыми счетами – прекрасно показала себя, например, в Восточной Европе.

Другое дело, что реалии российского жилкомхоза отличаются от тамошних по множеству направлений. У нас не налажен контроль деятельности ТСЖ и управляющих компаний – сплошные скандалы, связанные с расхищением средств. В России отсутствует характерная для Европы государственная поддержка проектов капремонта через специальные институты развития: гарантийные агентства, госбанки, фонды. Далее, у россиян нет реальных стимулов к повышению энергоэффективности жилищ: большинство наших многоквартирных домов и квартир даже не обеспечено приборами учета. А вот в восточноевропейских странах возникающая в результате капремонта экономия становится одним из источников погашения банковских займов или финансирования дополнительных ремонтных работ. Наконец, у нас отсутствуют внятные стандарты ремонтных работ, а также система контроля их качества – при том, что многие российские подрядчики, мягко говоря, склонны к халтуре. Конечно, всех проблем в этой запущенной сфере новый закон не решит. Но, говорят, можно надеяться, что обязательная и ощутимая для бюджетов домохозяйств плата за капремонт хотя бы пробудит в большинстве собственников чувство ответственности и за свои деньги, и за состояние принадлежащих им жилищ. Как бы там ни было, но времени на разговоры больше не остается. Надо признать: в вопросе капитального ремонта жилья мы запрягали как-то уж слишком долго. Теперь придется ехать так быстро, что я уж и не знаю, как у нас получится.