В Иране начались долгожданные реформы

Новый президент Исламской Республики Иран решил не дожидаться окончания полномочий своего предшественника и начать обещанные реформы, правда, пока не политические, а экономические. В стране объявлено о девальвации национальной валюты, призванной обуздать галопирующую инфляцию.

Новый президент Ирана Хасан Роухани, одержавший победу в первом туре в июне этого года, перешел от слов к действиям. Хотя полномочия президента Махмуда Ахмадинежада истекают лишь 2 августа, его экономическая политика уже объявлена "неэффективной", а в стране объявлена девальвация национальной валюты риала — практически в два раза. Правда, пока эта мера коснется лишь основных импортеров, которые ввозят в страну комплектующие и продовольствие – все остальные участники, не имеющие прямого доступа к иранскому рынку, по-прежнему вынуждены вести все валютные операции через ОАЭ.

Несмотря на то, что Иран является четвертой страной мира по объему производимой нефти, его экономика находится в достаточно тяжелом положении – в стране наблюдается галопирующая инфляция, темпы которой за последние семь лет составляют от 22 до 35% в год. Многие аналитики связывают это с непродуманной финансовой политикой Ахмадинежада, при котором широкое распространение получила выдача малообеспеченным гражданам кредитов под низкий процент, что спровоцировало появление на рынке большого количество дешёвых денег. Однако главную причину большинство экспертов видят в международных санкциях, наложенных на Иран Советом Безопасности ООН.

Санкции установили запрет на поставку в Иран расщепляющихся материалов и всех видов тяжелых вооружений, а также любое сотрудничество с Армией Стражей Исламской Революции. Также запрещены прямые инвестиции в нефтегазовый сектор Исламской Республики, а все корабли, идущие под иранским флагом, равно как и иранские самолеты, рекомендуется досматривать на предмет запрещенных позиций. Некоторые страны или объединения, такие как США, Канада, Япония и Европейский союз ввели также собственные санкции, запретив любые поставки оружия и туристические поездки в Иран. Также Соединенные Штаты заморозили все активы Центрального Банка Ирана и вместе с европейскими коллегами, отключили все иранские банки от серверов международных торговых систем.

Между тем, следующим пунктом своей программы Роухани называет увеличение инвестиционной привлекательности Ирана для иностранных партнеров – и это при том, что во многих странах любое сотрудничество с иранскими коммерческими структурами карается вплоть до уголовного преследования, а в самом Иране любые операции с валютой, совершаемые без разрешения Центробанка, запрещены. Кроме того, официальный курс риала значительно занижен по отношению к его рыночной стоимости, что вынуждает правительство покрывать разницу из доходов от поставок нефти, главными получателями которой на данный момент являются Индия и Китай.

Главным препятствием для отмены санкций против Ирана является отказ страны согласиться на требования МАГАТЭ и приостановить обогащение урана. Руководство Ирана заявляет, что уже издало фетву на запрет разработки ядерного оружия и требует подтвердить свое право на обогащение урана хотя бы до 20% — уран, обогащенный выше этого уровня, считается высокообогащенным. Пока Иран старается эту черту не переступать, по крайней мере, официально. Для работы исследовательского реактора, построенного еще во времена шаха Пехлеви, сейчас используется уран, обогащенный до 19,75%.

Нужно заметить, что избранный президент Хасан Роухани в 2003-2005 годах возглавлял иранскую делегацию на ядерных переговорах с "шестеркой", однако был смещен Ахмадинежадом с поста главы Высшего Совета Национальной Безопасности за недостаточную жесткость иранской позиции. Кто знает, возможно, не сделай он этого, Иран не топтался бы сейчас в экономическом тупике, вызванном санкциями. Наверняка известно одно: одним из ключевых пунктов программы Роухани был именно выход из международной изоляции и выработка компромисса на переговорах с "шестеркой" о ядерной программе. Провал очередного раунда переговоров в Алма-Ате в апреле этого года четко дал понять, что без государственной воли прорыв на этом направлении вряд ли предвидится.

Другим спорным моментом в отношениях Ирана с западными странами является сирийская гражданская война, где руководство Исламской Республики безоговорочно поддерживает правящего президента Башара Асада, снабжая его оружием и медикаментами. Также неоднократно появлялись сообщения об участии в боях на стороне правительственных войск бойцов Корпуса Стражей Исламской Революции – элитного подразделения иранской армии.

Ситуация вокруг Сирии продолжает оставаться тяжёлой. Переговоры о проведении международной конференции в Женеве фактически заморожены, а Европейский союз и США не спешат поставлять повстанцам оружие, несмотря на снятие соответствующих запретов. К тому же, недавно возглавивший Национальную Коалицию Сирийских Революционных и Оппозиционных Сил (НКСРОС) Ахмед аль-Аси аль-Джабра предложил прекратить боевые действия на период Рамадана. Впрочем, на положительный ответ правительственных сил, предпринявших в последние недели масштабное наступление на позиции противников, надеяться не приходится.