Редчайший и лучший: в Москве выступит Королевский оркестр Концертгебау

Перекрестный год России и Нидерландов заканчивается. В Москве пройдет церемония закрытия, в которой примут участие президент Владимир Путин и король Виллем-Александр с супругой. Впервые за 40 лет приедет и знаменитый амстердамский Королевский оркестр. Билеты на концерты уже давно раскуплены.

Перекрестный год России и Нидерландов заканчивается. 8 ноября в Москве пройдет торжественная церемония закрытия, в которой примут участие президент Владимир Путин и голландский король Виллем-Александр с супругой. Впервые за сорок лет приедет и знаменитый амстердамский Королевский оркестр. Билеты на концерты уже давно раскуплены.

В Концертгебау — центр музыкальной жизни всей Голландии – попасть мечтают многие: это один из красивейших залов мира. Сравниться с ним по роскоши и чистоте звука может лишь венский Musikverein. Зал заполнен всегда "под завязку". Именно он — место для репетиций Королевского Оркестра Концертгебау. Он же дал и название коллективу, возникшему 125 лет назад.

Свой юбилей музыканты отмечают мировым турне. В его рамках они залетят в Москву, чтобы сыграть поэму "Жизнь героя" Рихарда Штрауса, Вторую симфонию Малера и Третий фортепианный концерт Бетховена.

Ефим Бронфман долетит с оркестром до Австралии – там состоится последний из пяти континентов, которые охватили юбилейные гастроли. Виртуоз, уехавший из СССР в Израиль, ныне – гражданин США, "человек мира". Как и дирижер Королевского оркестра Концертгебау Марис Янсонс. Он — латыш, россиянин, живущий в Амстердаме последние 9 лет — с тех пор, как принял руководство этим коллективом.

Янсонс — единственный, кто руководит двумя оркестрами, входящими в пятерку "самых-самых": кроме Концертгебау, в его подчинении находится еще и Оркестр Баварского радио. Он — сын оперной певицы и дирижера, ученик Мравинского и Караяна, лауреат Grammy, обладатель "музыкального Нобеля". Так называют премию имени Эрнста фон Сименса, которую выдают "за служение музыке". До Янсонса ее вручали Бриттену, Ростроповичу, Аббадо.

Маэстро щедро делится своими знаниями и опытом, говорит Алексей Огринчук, сологобоист. Чтобы попасть в оркестр, он, как и все музыканты, прошел жесткий отбор из трех туров. Два из них были анонимными: играл за ширмой, чтобы все было по-честному, без протеже. О Марисе Янсонсе Огринчук говорит с придыханием. В его словах звучат радость и гордость — от возможности работать с таким человеком, от репетиций, когда дирижер погружает в эпоху, создает атмосферу, от выступлений, когда все это "выстреливает". "Мы пропустили эту музыку через себя, — говорит гобоист Королевского оркестра Концертгебау. – Тогда получается результат".

Херман Рекен, перкуссионист с огромным стажем (отчет ведет с пятилетнего возраста), говорит о Янсонсе так выразительно, что перевод кажется необязательным. "Что он делает? Держит себя очень сдержанно, без многословных комментариев, — говорит музыкант. — Но когда начинается концерт, маэстро меняется до неузнаваемости, он словно парит. Оркестр моментально реагирует, и тут уже возносятся все, включая слушателей".

"Все оркестры звучат по-разному, — говорит Доминик Селди, виолончелист оркестра. — Наш звук рождается в зале Концертгебау. И мы как будто берем с собой, в гастрольные поездки, частицу этой волшебной акустики, этот уникальный звук Амстердама".

Концерты, которыми закрывается перекрестный культурный год Россия – Нидерланды, даже не редкие — редчайшие. Последний раз Королевский оркестр Концертгебау приезжал еще в Советский Союз, в 1974 году. На нынешний концерт все билеты раскуплены.