У матери хотят забрать ребенка из-за любовной связи с женщиной

У жительницы подмосковного Реутова родственники пытаются забрать ребенка, обвиняя её в любовной связи с женщиной. Несмотря на то, что поправки в закон, позволяющие за это лишать родительских прав, еще не приняты, чиновники из органов опеки встали на сторону родственников.

У жительницы Реутова Светланы Шомполовой родственники пытаются забрать ребенка, обвиняя её в любовной связи с женщиной. И это несмотря на то, что поправки в закон, позволяющие за это лишать родительских прав, еще не приняты. На сторону родственников Светланы встали чиновники из органов опеки. Есть ли здесь юридические основания отбирать у матери ребенка и пытаться лишить её родительских прав? Комментарий по данному вопросу в эфире "Вестей ФМ" дала научный сотрудник НИИ государства и права Наталья Летова.

Летова: Поскольку эти изменения на сегодняшний день не приняты, то (с учётом действующих норм) оснований для постановки такого вопроса нет. Если это единственный фактор, на который ссылаются родственники и чиновники. Дело в том, что если мать не ведёт, скажем так, антисоциальный образ, не злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими веществами и надлежащим образом осуществляет уход за своим ребенком и его воспитанием, то постановки о лишении её родительских прав на сегодняшний день нет.

Другое дело, что мы можем обсуждать этот вопрос теоретически. С точки зрения защиты прав и законных интересов ребенка эти нормы, конечно, имеют свой практический смысл. Потому что ребенок должен всё-таки воспитываться в полноценной семье, где есть модель поведения отца и матери, и ребенок — с учётом нашей ментальности, нашего законодательства — должен иметь перед собой форму традиционного воспитания. 

Если такие поправки будут приняты, то, безусловно, эти нормы будут направлены на повышение защиты интересов ребенка и обеспечения надлежащего воспитания в семье. Понятно, что у каждого из нас могут быть свои представления об интимной и частной жизни. Тем не менее, мы понимаем, что этот аспект характеризует личностные и нравственные качества родителя, которые, безусловно, учитываются. В том числе, когда возникает вопрос о лишении родительских прав, наряду с другими обстоятельствами, о которых я сказала.

Ведуший: Наталья Валерьевна, а какая должна быть доказательная база в этом случае? Если всё-таки эту женщину попытаются лишить родительских прав,  и дело дойдёт до суда, как можно доказать, что она вступила в некую любовную связь с женщиной или у неё нетрадиционная сексуальная ориентация?

Летова: Здесь, конечно, очевидные сложности. Поймать за руку в самом процессе — сложно. То есть здесь будут приниматься во внимание все обстоятельства по совокупности. Это могут быть свидетельские показания (например, что её видели неоднократно), это может проявляться в методах воспитания этого ребенка. 

Словом, сама по себе такая постановка вопроса — сложная, но ещё раз повторю: нужно всё смотреть в совокупности. Потому что решение может быть неоднозначно. Если, например, она как мать выполняет свои функции надлежащим образом и совместно не проживает с другой женщиной, с которой у неё есть связь, то ставить вопрос о лишении её родительских прав будет крайне сложно.

* * *

Этой неоднозначной истории накануне была посвящена публикация под заголовком "Нетрадиционное изъятие" в "Московский новостях". Журналисты издания рассказали иную предысторию конфликта. По их сведениям, таким образом родители женщины пытаются вернуть ее к мужу, от которого она ушла в марте и тогда же поселилась у своей подруги.

"Мы прожили в браке семь лет. Муж всегда был довольно вспыльчивым и раздражительным, — рассказала Светлана. — Не раз срывался на ребенка и на меня при ребенке. Кричал, хлопал дверями, ругался. Мог ударить". Чтобы не травмировать сына, она долго тянула с официальным разводом, но в итоге не выдержала и подала заявление на развод.

Светлана уверена, что разговоры о ее "нетрадиционной" ориентации распустили родственники, которые хотят, чтобы женщина вернулась в семью. Они и подговорили бывшего мужа Светланы подать в суд встречный иск, в котором говорится, в частности, о том, что она якобы имеет любовную связь с другой женщиной.