Исторический визит Обамы: смещение вектора или поиск новых союзников?


фото: AFP

Через десять дней после переизбрания Барак Обама отправился в азиатское турне. Второй страной, которую президент посетил с официальным визитом, стала Мьянма. Что это: поддержка демократических реформ или новое приоритетное направление?

Через десять дней после переизбрания Барак Обама отправился в азиатское турне. Второй страной, которую президент посетил с официальным визитом, стала Мьянма, где ещё два года назад правила военная хунта. Что это: поддержка демократических реформ или новое приоритетное направление?

Первый государственный визит всегда значимый, а первое турне – значимо вдвойне. И дело даже не в том, что "азиатский вектор" американской политики смещается на юго-восток: в конце концов, с большинством стран севернее Вашингтону уже удалось выстроить партнёрские или даже союзнические отношения (в первую очередь, речь идёт о Японии, Южной Корее и Филиппинах, где у США есть военные базы). Однако этот визит является знаковым сам по себе – это вообще первый визит президента Соединенных Штатов в эту страну. Барак Обама уже встретился с президентом республики Тейном Сейном и с лидером оппозиции, 67-летней Аун Сан Су Чжи, которая, как и сам Обама, является лауреатом Нобелевской премии мира. Также в графике президента запланировано несколько коротких встреч с представителями гражданского общества.

Визит президента США мог бы состояться и раньше, если бы проведённые в 1990 году выборы, на которых партия Сан Су Чжи "Национальная лига за демократию" получила 80% мандатов, не были отменены, и к власти не пришла бы военная хунта во главе с генералом Тан Шве. Сан Сун Чжи провела 15 из 20 лет военного правления под домашним арестом, превратившись за это время в икону демократической оппозиции. Она была освобождена 12 ноября 2010 года — через шесть дней после первых за 20 лет выборов, на которых наследующая военной хунте "Партия солидарности и развития" заняла 80% мест в обеих палатах парламента. Под давлением мировой общественности в апреле 2012 года прошли довыборы в парламент, в результате которых партия Сан Сун Чжи получила 5 мест из 224 в верхней палате и 40 из 440 в нижней. Несмотря на то, что большинство мандатов по-прежнему остаётся у партии Тейна Сейна, такой итог устроил мировое сообщество, которое поспешило заявить об успехах демократических преобразований в Мьянме.

Многие эксперты считают визит президента преждевременным, указывая на июньские столкновения между буддистами и мусульманами в штате Ракхайн, жертвами которых стали не менее 80 человек. Тем не менее, буквально несколько дней назад США отменили санкции против Мьянмы, разрешив ввоз мьянмарских товаров на свою территорию. С визитом Обамы также связывают его обещание выделить Мьянме 170 миллионов долларов на развитие гражданского общества через организацию USAID. Между тем, 50-миллионная Мьянма, расположенная между Китаем и Индией – лакомый кусок не только с экономической, но и с геостратегической точки зрения.

"Открытие" Мьянмы началось с первого за 50 лет визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в ноябре 2011 года, и вот теперь, год спустя, туда прибывает уже сам президент. Разумеется, такие визиты стали возможными благодаря управляемой демократизации, которую гражданское правительство во главе с Тейном Сейном проводит в соответствии с "дорожной картой", принятой при участии ООН в 2003 году. Однако повышенный интерес США к этой стране вряд ли можно объяснить исключительно стремлением к демократизации. На карте остаётся всё меньше стран, не интегрированных в глобальную экономику, и Мьянма в силу действовавших санкций до недавнего времени оставалась одной из них. Учитывая количество населения и ВВП на душу населения (по этому показателю Мьянма находится на 167 месте из 191), потенциал роста этой южно-азиатской страны очень велик. Кроме того, некоторые трения в отношениях с Китаем (в октябре было объявлено о приостановке совместного строительства дамбы Мютсуон стоимостью 3,6 миллиардов долларов) дают США надежду вовлечь в проводимую ими политику "сдерживания Китая" одного из его ближайших соседей.

Свято место пусто не бывает – именно этим можно объяснить желание американского президента как можно скорее наладить контакты с этой до конца преобразовавшейся республикой. Потенциальная экономическая выгода явно выше, чем политические риски в связи с межэтническими столкновениями. А последовательность визитов говорит о запланированном и продуманном расширении сферы влияния США в Юго-Восточной Азии. Завтра Барак Обама отправится в Камбоджу, которая, как и Мьянма, входит в АСЕАН. Скорее всего, эта поездка президента – не столько смена основного вектора внешней политики, сколько закрепление позиций перед Китаем, в котором буквально на днях к власти пришло новое поколение руководителей.