После откровений Эдварда Сноудена, которые были восприняты в США как предательство и сильно подмочили отношения между США и Россией, руководство Пентагона приняло решение об ужесточении контроля над оборотом секретных данных. За образец взят режим секретности на ядерных объектах.

Эдвард Сноуден не только взбудоражил мировую общественность неожиданными признаниями о всеобъемлющей слежке, но и стал самой главной головной болью американского военного ведомства за последние десятилетия. Об объемах ущерба, нанесенного бывшим аналитиком, работавшим на АНБ и ЦРУ, говорить рано, но он в любом случае значительный – по разным данным, Сноудену удалось выкрасть от двухсот до нескольких десятков тысяч секретных документов.

Выступая на форуме по вопросам безопасности, первый заместитель министра обороны Эштон Картер заявил, что государство продолжает внутреннее расследование, а также разработку мер, которые могли бы позволить минимизировать потенциальный ущерб от новых разоблачителей. К примеру, предлагается хранить документы по частям и на разных компьютерах.

Также предполагается, что во всех отделах Пентагона начнет работать так называемое правило двух лиц, ранее действовавшее лишь на ядерных объектах. Теперь получить доступ к документу, составляющую государственную тайну, можно будет лишь с разрешения другого сотрудника. Таким образом, повышается не только уровень личной ответственности, но и уровень контроля за тем, какой сотрудник какими сведениями располагает.

Пока Пентагон силится понять, как избежать новых проколов, крупнейшие интернет-компании и социальные сети требуют предоставить им возможность раскрыть объем и содержание запросов, направленных им АНБ и ЦРУ. Это предложение уже поддержали более 50 крупнейших компаний, включая Apple, Microsoft, Google, Facebook, Twitter и YouTube. Компания Google также обратилась в Американский суд по контролю за деятельностью иностранных разведок, чтобы получить сведения об обработанных запросах в адрес компании.

Подобный шаг сейчас – единственный способ восстановить подорванное доверие для социальных интернет-сервисов, многие из которых уже объявили своим главным приоритетом борьбу за неприкосновенность личных данных. Пользователи, в свою очередь, не поверили в искренность компаний, подав на них тысячи заявок о вторжении в частную жизнь и передачу личных данных. Сумма исков против одной только компании Google уже достигла 50 миллионов долларов, и эта сумма продолжает увеличиваться с каждым днем.

Найти обещанный Обамой баланс между частной жизнью и государственными интересами может оказаться довольно затруднительной задачей. С одной стороны, никто не отменял существование государственных тайн, для доступа к которым необходимо получить несколько разрешений, а их разглашение является прямым ударом по безопасности страны. С другой стороны, любые, даже самые сокровенные тайны любого человека автоматически становятся достоянием спецслужб, если он вдруг решит их посвятить социальным сетям. По всей видимости, людям ничего не остается, чем чаще встречаться и обсуждать свои секреты лично, а спецслужбам – тщательнее следить за доступом к данным, а также за идеологической подготовкой тех, кто этот доступ имеет.