Романтик соцреализма

Читать Вести в MAX
В Третьяковской галерее на Крымском валу открывается выставка Александра Дейнеки. Такой масштабной выставки Александра Дейнеки в Москве не было почти 20 лет. 164 работы – живопись, графика, скульптура и мозаика.

В Третьяковской галерее на Крымском валу открывается выставка Александра Дейнеки.

Четыре часа дня. Рабочий день реставраторов окончен: солнце садится, а при искусственном свете работать нельзя. Но сотрудники не уходят: до выставки считаные дни. Всю картину восстановить уже не успеют: в мастерскую она поступила поздно и в ужасном состоянии. Но надо затонировать хотя бы основные детали.

"Здесь вы видите вещь до реставрации, то есть вот это серым – утраты красочного слоя", – объясняет художник-реставратор Наталия Коблякова.

- Этот фрагмент реконструирован, здесь морда лошади полностью реконструирована по фрагментам, которые сохранились.

Художника-монументалиста Александра Дейнеку принято считать певцом соцреализма. Таких полотен – о подвиге, о славе, но давно минувших дней – среди его работ почти нет. "Запорожцы и поляки" очевидно подсказана гоголевским "Тарасом Бульбой". Сам Дейнека писал в мемуарах: у меня всего две исторические картины – эта и "Никитка – первый русский летун".

"Никитка – первый русский летун" – для него своего рода образ преодоления, преодоления физических сил природы. Образ преодоления, потому что Дейнека ненавидел нытиков, ненавидел слабую позицию и в искусстве, и в целом в жизни", – говорит куратор выставки Елена Воронович.

Такой масштабной выставки Александра Дейнеки в Москве не было почти 20 лет. 164 работы – живопись, графика, скульптура и мозаика. Из Москвы, Курска – родины художника, Санкт-Петербурга, Перми, из частных коллекций и музейных запасников. 29 картин специально к выставке отреставрировали.

У этой картины изначально должен был быть совсем другой сюжет. Такую композицию Дейнека собирался использовать для изображения открытия памятника Ленину. Ленин, вероятно, должен был располагаться там, куда смотрит толпа. Однако в процессе рисования художник передумал. И полотно стало "Открытием колхозной электростанции".

Человек в движении, сильный, мощный, волевой – таков его герой. И в то же время Дейнека – один из немногих советских художников, кто позволял себе обращаться и к обнаженной натуре.

"Его обнаженные девушки – это не просто обнаженные девушки, как у Кацмана, например, "Дамы в бане" – такие полнокровные, красноватые женщины в бане. Здесь скорее канон греческой красоты, канон здоровья, внутреннего достоинства, спокойствия", – считает Елена Воронович.

Он писал не только картины. Потолочная мозаика станции метро "Маяковская" – тоже его работа. А для советского павильона легендарной Всемирной выставки в Париже в 1937 году приготовил такое панно: "Стахановцы – славные люди страны Советов".

"Он очень много сил отдавал монументальной работе, и видел себя монументалистом, но не совсем в этом смысле был реализовавшимся художником. И, может быть, самая главная драма художника заключается в том, что монументальное искусство ведь требует высокой, большой идеи. Вот то, что предлагала советская идеология, может быть, было ниже возможностей его таланта", – считает старший научный сотрудник Третьяковской галереи Ирина Вакар.

Александр Дейнека умер во время своей большой персональной выставки, в 1969 году. Гроб с его телом для прощания тогда выставили прямо в экспозиционном зале. Всю жизнь не расстававшийся с искусством, Александр Дейнека и ушел – в его окружении.