Палаты купцов Гурьевых в Москве не признали памятником истории

Палаты купцов Гурьевых в Москве не признали памятником истории. Добровольцы собирают подписи в защиту старинного дома, который жильцы называют энциклопедией русской архитектуры.

Палаты купцов Гурьевых в Москве не признали памятником истории. Добровольцы собирают подписи в защиту старинного дома, который жильцы называют энциклопедией русской архитектуры.

Здание в Потаповском переулке выглядит, как после бомбежки. Хотя крыша провалилась не от снаряда, а от недавнего пожара. Еще несколько лет назад жители с гордостью называли свой дом энциклопедией русской архитектуры. Пять этажей – и каждый соответствует определенному веку – от XVII до XX. К сожалению, уникального памятника русского зодчества Москва может лишиться.

Это владение известно с 1671 года. Именитые ярославские купцы Гурьевы – основатели города Гурьев на реке Урал (сейчас это казахский Атырау) – построили здесь каменные палаты со сводчатыми потолками. Своды сохранились, стены полуподвального этажа – подлинный XVII век. Перестраивать здание начали в 1728 году, когда внуки Гурьевых продали участок Родиону Кошелеву, шталмейстеру Петра II.

"Здесь обнаружены фасады второй четверти XVIII столетия. Замечательная архитектура аннинского или елизаветинского барокко. Между первым и вторым этажом видны следы трехчетвертной колонны, она выступает более чем наполовину. Жильцы обнаружили белокаменную базу – основание этой колонны", – рассказывает Рустам Рахматуллин, координатор движения "Архнадзор".

В конце XVIII века дом продали снова. До Великой Октябрьской социалистической революции он сменил пятерых владельцев. И каждый старался изменить его облик по тогдашней архитектурной моде. Калужский меценат Петр Золотарев пристроил флигель. При нем комплекс стали использовать как мужской пансион, в котором учились знаменитые доктор Боткин и историк Герье. Купец Кокорев, к которому дом перешел после Золотарева, надстроил еще один этаж и добавил проездную арку с красивым замковым камнем.

"Через эту арку виден каретник последних владельцев Абрикосовых, очень редкая архитектура с окнами чердачного этажа", – говорит Рустам Рахматуллин.

Уникальную постройку в 1997 году признали выявленным памятником архитектуры. Но после пожара в декабре прошлого года охранный статус поставили под вопрос. Власти города рекомендовали не вносить более палаты Гурьевых в список объектов культурного наследия регионального значения, поскольку были уничтожены ценные интерьеры. Однако, как считают в движение "Архнадзор", огонь затронул только два верхних этажа, которые культурной ценности не представляли. Историческая часть совершенно не пострадала.

"Это несколько помещений с интереснейшей лепкой, с целиком сохранившимся паркетом, с оконной фурнитурой, со щеколдами золоченого тона и даже с зеркалом в детской комнате", – отмечает Рустам Рахматуллин.

Дом еще жив. Защитники московской архитектуры готовы за него побороться. Сейчас добровольцы собирают подписи в защиту памятника.