В этот день в 1965 году - ровно 45 лет назад - в Москве был открыт памятник Михаилу Лермонтову. По мнению обозревателя радио "Вести ФМ" Андрея Светенко, среди прочих столичных памятников эта скульптура стоит особняком.
Кто мог предвидеть, что памятник Лермонтову в Москве будет известен всем и каждому благодаря фильму, совершенно к нему не относящемуся? Помните абсурдный диалог в фильме "Джентльмены удачи": "Там еще мужик в пиджаке. - Сидит? - Кто ж его посадит. Он же памятник!"
Михаил Лермонтов действительно стоит. И абсурдного из той, советской жизни, вокруг него немало. Во-первых, памятник Лермонтову расположен, как пишут во всех путеводителях, в скверике у Красных ворот - да. Он стоит как раз на месте тех самых Красных ворот, снесенных в двадцатые годы. А ведь это был шедевр елизаветинской эпохи. Триумфальная арка в стиле московского барокко. Пример того, как память о прошлом вытесняет собой память о позапрошлом.
Во-вторых, памятник Лермонтову стоит напротив дома, в котором он родился. Разумно. Но сам дом, характерный московский двухэтажный особняк, был снесен в 1949 году - его место заняла знаменитая высотка. И получается, что в этот элитный дом, где квартиры распределял сам товарищ Сталин, и идет как в дом родной поручик Лермонтов. Кстати, в цокольном этаже этой элитной многоэтажки вход на станцию метро, которая с мая 1962 по август 1986 называлась "Лермонтовская". А до и после - опять же, "Красные ворота".
И, наконец, в третьих, решение соорудить в Москве памятник Михаилу Юрьевичу Лермонтову было принято Совнаркомом весной 1941 года. И если бы это решение было осуществлено в те же, сталинские, времена, то Лермонтов бы стоял совершенно по-другому. Потому что памятник, созданный скульптором Исааком Бродским в начале 60-х, в самый разгар оттепели, получился совершенно нетривиальным и неожиданным. Это самый романтический по настроению монумент столицы. Такой живой и не пафосный, что его даже и монументом-то назвать нельзя. Стройная подтянутая фигура молодого офицерика. Ветер развевает воротник и полы шинели, короткой, между прочим, по тогдашней молодежной моде. И впечатление такое, что это памятник какому-то поэту-шестидесятнику, певцу той самой оттепели, в которую его и водрузили на постамент.
Мимо памятника суетливо бегут люди, течет нескончаемым потоком автомобильная река к Трем вокзалам. Мало кто задерживается, чтобы посмотреть и оценить эту метафору большого города - памятник Лермонтову.





















































































