В этот день в 1760 году - ровно 250 лет назад - русские войска впервые парадным маршем прошли по улицам Берлина. О малоизвестной странице военной истории – обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко.
Берлин был взят 10 октября 1760 года передовыми войсками корпуса генерала Чернышева, которыми командовал обрусевший немец генерал Тотлебен.
Удивительно. Этот яркий эпизод Семилетней войны был практически напрочь забыт. Вспомнили о нем только в 1945, по понятным причинам. И старинная песня сыскалась - "Едут-едут по Берлину наши казаки". Что и говорить, историческая аналогия впечатляющая.
Но, конечно же, различий больше. Во-первых, сама Семилетняя война не вошла в реестр славных войн России. Может, потому, что России в ней отводилась второстепенная роль. Мы тогда воевали на стороне Франции и Австрии, против Англии и Пруссии. Основным театром военных действий была даже не Европа, а Америка, за господство в которой англичане сражалась с французами и отвоевали у них в конце концов Канаду.
Нашим же непосредственным противником оказался король Пруссии Фридрих Великий, по праву считавшийся лучшим полководцем своего времени. В России же тогда, в царствование Елизаветы Петровны, на военном олимпе была - передышка. Ни одного действующего фельдмаршала. Полководцы Петровской эпохи остались в прошлом, а орлы Екатерины еще только взрослели. Так, Суворов в ту войну воевал премьер-майором.
Несмотря на это, война складывалась для нас удачно. После ряда побед в Восточной Пруссии русские заняли Кенигсберг. Вытеснили пруссаков практически из всей Польши. И осенью 1760 Фридрих вынужден был встречать наступающую зиму в Силезии. Война тогда носила совершенно иной характер. Сплошной линии фронта не было. Войска маневрировали, в поисках друг друга. Исход войны решали не занятые территории, а победа над противником в генеральном сражении.
К удивлению пруссаков русские и австрийцы вместо аналогичного поиска зимних квартир решили совершить рейд на оставленную Фридрихом столицу Пруссии - Берлин. Узнав об этом, пруссаки бросились вдогонку, но опоздали. Передовые казачьи части смяли местный гарнизон, и Тотлебен, благо он когда-то жил в Берлине и хорошо знал город, быстро и с минимальными потерями захватил столицу.
Немцы ждали, что русские поведут себя кровожадно, что начнутся грабежи и насилие. Однако ничего этого не произошло. Впрочем, берлинцы сами для этого постарались. Повели себя смирно, с покорностью. А известный в городе купец Гоцковский вызвался вести переговоры с Тотлебеном о контрибуции. Об этом Гоцковском наши знали, что он из своих средств все годы войны кормит русских пленных и заботился об их содержании. Поэтому разговор состоялся. Гоцковскому удалось выторговать поблажку. Вместо затребованных было русскими генералами четырех миллионов рейхсталлеров контрибуции, - всего полтора, причем часть - векселями. Такая, вот, снисходительность. Не отсюда ли потом взялось знаменитое "русский офицер денег не берет"?
А у берлинцев тогда даже появился повод для благодарности русским. На следующий день в Берлин подоспели австрийцы, которые-то как раз и начали грабить жителей в массовом порядке. Пришлось русским казакам своих союзников-австрийцев из города выпроваживать.
























































































