“Тунис – очередная "твиттер"-революция? Или "викиликс"-революция∎. Такими заголовками открыли эту неделю онлайн-СМИ. Почти все медиа-ресурсы пытаются понять, действительно ли документы, опубликованные на "Викиликс", могли спровоцировать правительственный кризис в стране

“Тунис – очередная "твиттер"-революция? Или "викиликс"-революция”. Такими заголовками открыли эту неделю онлайн-СМИ. Почти все медиа-ресурсы пытаются понять, действительно ли документы, опубликованные на "Викиликс", могли спровоцировать правительственный кризис в стране; действительно ли блоги, социальные сети, хакеры и "Твиттер" могли повлиять на ход реальных событий в Тунисе.

Западные СМИ уверены, что публикация на сайте Джулиана Ассанжа документа, обличающего коррумпированность членов семьи президента, подтолкнула тунисцев к гражданским беспорядкам. В документе президентская семья названа квазимафией, которая купается в роскоши и выжимает из жителей Туниса максимум ресурсов. “Особую ярость, по мнению источника, у тунисцев вызывает жена Бен-Али и ее обширная семья, чья намеренная демонстрация богатства на фоне инфляции и растущей безработицы только подливают масла в огонь”. После появления этой переписки правительство Туниса заблокировало доступ к "Викиликс", но информация всё равно просачивалась через другие интернет-ресурсы. Вероятно, атмосфера в стране стала слишком напряженной. Поэтому, когда в конце декабря в Тунисе 26-летний уличный торговец покончил с собой путем публичного самосожжения, на улицы вышли тысячи протестующих. Информация об акциях протеста начала распространяться в сети. Власти в ответ на это блокировали доступ к ряду сайтов местных и международных новостей.

По возможности закрыв доступ извне к внутренним новостям, правительство перешло к следующему этапу, по итогам которого известные тунисские журналисты, музыканты и представители оппозиции обнаружили следы чистки их почтовых ящиков и аккаунтов социальных сетей. Правительственные хакеры, используя перехваченные пароли, тщательно удаляли тексты и фотографии, имеющие отношение к происходящим в стране событиям. В частности, информация удалялась со страниц Facebook и из почтовой переписки Gmail и Yahoo. Одновременно с этим процессом в стране последовали аресты активных блогеров. По словам очевидцев, люди в штатском забирали их вместе с компьютерами, якобы на пару часов в полицейский участок для допроса.

В этот момент в сетевую битву с правительством страны вступило гражданское интернет-движение “Анонимы”, которое с помощью форума 4Chan запустила операцию "Тунис". Первой жертвой организованной DDoS-атаки стал сайт тунисского интернет-агентства, которое продает интернет-каналы частным провайдерам и подчиняется министерству связи.

Все это продолжалось четыре недели. "Твиттер", казалось, был переполнен сообщениями о том, что происходило в Тунисе. Несколько раз в топ самых часто упоминаемых слов выходило название провинции, где начались беспорядки. Техноблог Techcrunch составил карту из хештегов, по которым можно было следить за происходящим в реальном времени. В общей сложности события в Тунисе упоминались в "Твиттере" больше 196 тысяч раз в сообщениях почти 50 тысяч пользователей. Но вот что странно, несмотря на такую массовую активность в "Твиттере", крупные СМИ обратили внимание на Тунис только после того, как президент Бен-Али бежал из страны вместе со своей семьей. И, кстати, обозреватель ТесhCrunch, приводящий статистику "Твиттера", особо подчеркивает, что почти половина всех сообщений о революции в Тунисе пришлась на последние четыре дня – то есть, уже после того, как президент бежал из страны.

Это, собственно, ставит под сомнение справедливость эпитета “твиттер-революция”, особенно по сравнению с похожими событиями в Иране или Молдавии. Однако, ситуация в Тунисе четко дала понять, что спецслужбы владеют интернет-технологиями не хуже пресловутых хакеров. И могут постоять за себя в киберборьбе, пока, правда, против своих граждан.