События в Египте и других арабских странах влияют на мировую экономику. Растут убытки туриндустрии, дорожают товарные активы, нестабильность на Ближнем Востоке ведет к подорожанию нефти. Что будет с ценами на нефть, какие изменения могут произойти на нефтяном рынке, Вести.Ru спросили у экспертов.
Рост цен на нефть в связи с событиями в Египте мотивируют, в основном, опасениями по поводу поставок нефти через Суэцкий канал. Надо понимать, что опасения – всего лишь спекулятивный фактор. Пока нет никаких оснований полагать, что из-за текущих событий режим работы канала как-то изменится, считает аналитик ИХ "Финам" Владислав Исаев.
Основные волнения происходят в столице Египта – Каире. Канал же находится далеко от места событий, его хорошо охраняют. Даже приход к власти радикальных исламистов не приведет к смене режима работы канала, во всяком случае, в ближайшее время, пояснил Исаев Вестям.Ru.
Египет является крупным потребителем и покупателем зерна, цены на которое резко выросли. Доходы от туризма упали, стране нужны валютные поступления, которые приносит канал. Кто бы ни управлял страной, о безопасности этого объекта египетские власти будут заботиться, подчеркнул эксперт.
В четверг Управление Суэцкого канала заявило, что канал открыт для прохода судов и работает в нормальном режиме. Накануне через канал прошли 50 судов, как ожидают, в четверг этот показатель останется на том же уровне.
Сегодня же крупнейший судовладелец Европы – A. P. Moeller-Maersk A/S – возобновил работу египетских офисов своих подразделений Maersk Line, Safmarine и Damco. Однако пропускная способность терминала в Порт-Саиде пока в полном объеме не восстановлена.
События в Египте стали лишь поводом, давшим спекулянтам возможность сломить сопротивление на отметке $100 за баррель по марке Brent, считает Исаев.
Основная же причина роста цен на нефть – эмиссия американских долларов, которые теряют статус надежного убежища и средства сбережения. Соответственно, избыток денежной ликвидности, которой ФРС и центробанки ведущих стран наводнили рынок, находит прибежище в товарных активах, пояснил эксперт.
Однако в условиях, когда основная мотивация роста является спекулятивной, тенденция может развернуться также быстро. Поводом для этого может стать, например, то, что египетские военные уже перестали выдерживать нейтралитет и перешли к активным действиям по разгону митингующих.
Спекулянты могут очень быстро отыграть тему скорого окончания конфликта, они немедленно начнут играть на понижение. Поэтому в ближайшие дни нефть может подешеветь и уйти ниже $100 за баррель Brent, тем более что разница в цене американских марок нефти и этой смеси составляет более 10%, что никак не оправдано с фундаментальной точки зрения, заключил Исаев.
Взлет нефтяных котировок обусловлен благоприятной конъюнктурой на мировых фондовых рынках, что стало следствием целого ряда положительных макроэкономических новостей. Свою роль в повышении цен на нефть сыграли и растущий китайский импорт (на 17% в 2010 году), технологические аварии (нефтепровод на Аляске) и волнения в Египте и других арабских странах, считает аналитик по нефтяному рынку "Банка Москвы" Денис Борисов.
"Несмотря на то, что доля Египта в мировой нефтедобыче составляет всего 0,8%, а по Суэцкому каналу перевозят не более 1,5 млн баррелей нефти в сутки (5% от добычи ОПЕК), рынок опасается возникновения эффекта домино и распространения волнений на весь ближневосточный регион", – пояснил Борисов Вестям.Ru. В этом основная причина неуверенности рынка.
Тем не менее, эксперт не видит фундаментальных оснований для дальнейшего роста цен на нефть: объем незагруженных свободных мощностей в мире находится на уровне 5 млн баррелей в сутки. Кроме того, от резкого взлета цен пострадает восстанавливающийся мировой спрос, что невыгодно странам-производителям нефти.
Развитие событий на мировом нефтяном рынке отражает общую тенденцию, отмеченную на мировом товарном рынке. Основной движущей силой здесь является эмиссия триллионов долларов, которые через бюджетное перераспределение и налоговые стимулы подстегивают спрос, но этот спрос неустойчив, считает главный экономист ИК "Ай Ти Инвест" Сергей Егишянц.
Эмиссия влияет на товарные рынки, поскольку центробанки опустили базовые ставки до близких к нулю значений, а за ними упали и проценты по депозитам. До кризиса основную часть сбережений вкладывали в облигации, депозиты и прочие "безопасные активы". То есть в такие активы, по которым конечный доход оговаривают заранее, а потерять деньги можно лишь в случае дефолта эмитента.
Сейчас средняя доходность активов, входящих в широкую денежную массу (агрегат М2), упала до 0,2% годовых, что ниже уровня официальной инфляции. Поэтому консервативные вложения приносят одни убытки. Таким образом, действия ФРС США поощряют вложения в "рисковые" активы, где потери возможны естественным образом. Например, сырье, нефть могут дешеветь без всяких дефолтов – по вполне обычным причинам.
Это самоподдерживающийся процесс: чем сильнее приток лишних денег на товарные рынки, тем быстрее растут цены, увеличивая доходность вложений и побуждая новых игроков вкладываться в товары и акции. Что и происходит, в частности, на нефтяном рынке, пояснил Егишянц.
Дорожают нефть, металлы, продукты питания, из-за чего начались народные волнения в некоторых странах. Рынок энергоносителей пока затронут весьма умеренно. По египетскому трубопроводу "Сумед" проходит свыше 1 млн баррелей нефти в сутки, еще 2 млн баррелей перевозят по Суэцкому каналу. В сумме это около 8% от объема мировой торговли нефтью. Нефтепровод и канал охраняют египетские военные.
В случае перебоев в поставках у стран-членов Международного энергетического агентства (а это основные потребители нефти) имеется запас нефти на пять месяцев потребления. К тому же, ОПЕК обещает в случае неприятностей быстро нарастить добычу, поскольку у Саудовской Аравии есть внушительные свободные мощности, подчеркнул Егишянц.
Таким образом, можно выделить ряд ключевых факторов, которые определят развитие событий на мировом нефтяном рынке. Во-первых, это обстановка на Ближнем Востоке. Если беспорядки охватят весь регион, включая добывающие страны, то цены на энергоносители могут резко вырасти.
Во-вторых, эмиссия денег оказывает постоянное повышательное давление на все товарные рынки. Второй раунд количественного смягчения в США завершается в середине года, а весной ФРС решит, следует ли вводить третий раунд эмиссии, что неизбежно подтолкнет товарные рынки вверх.
В-третьих, фискальные льготы помогут подстегнуть мировой спрос, в том числе на нефть, в первой половине года, чего нельзя сказать о последующем периоде, поскольку дефициты бюджетов многих стран становятся угрожающими. Нынешний отказ инвесторов вкладывать средства в казначейские облигации США является признаком возможного развития событий, а сокращение дефицита посредством уменьшения расходов означает резкое падение совокупного спроса, в том числе на сырье, отметил Егишянц.
Опасные сигналы для цен на нефть уже появились. Расхождение между ценами на Brent и WTI достигло 13%, что почти совпадает с рекордным максимальным значением февраля 2009 года (15%). Возможно, это признак надвигающегося разворота вниз.
Тревожные сигналы отмечены и на фондовом рынке – это месячная волатильность индекса Dow Jones, на рубеже 2010 и 2011 годов достигшая рекордных значений. До этого подобное случалось лишь три раза в истории индекса, и каждый раз после этого начинался сильный спад, заключил Егишянц.



















































































