Тема:

Бозон Хиггса 1 год назад

Физики о новой частице: возможно, это - открытие века

Работающие в США российские ученые Владимир Шильцев и Дмитрий Денисов прокомментировали информацию о том, что, возможно, открыта новая элементарная частица, существование которой способно фундаментальным образом изменить бытующие в физической науке представления.

Директор Центра ускорительной физики лаборатории имени Ферми в Батавии (под Чикаго) Владимир Шильцев и руководитель одного из экспериментов под условным названием "D-zero" ("Д-ноль") Дмитрий Денисов прокомментировали информацию о том, что, возможно, открыта новая элементарная частица, существование которой способно фундаментальным образом изменить бытующие в физической науке представления.

В лаборатории установлен крупнейший в мире ускоритель протонов и антипротонов "Теватрон". Эта установка сталкивает протоны и антипротоны, чтобы, как уточнил Денисов, "посмотреть, какие новые частицы или взаимодействия происходят на очень-очень маленьких расстояниях - 10 в минус шестнадцатой степени сантиметра". "Это как микроскоп: возможно посмотреть, что находится внутри кварков, протонов и т.д., или создать какие-то новые тяжелые частицы", - отметил Денисов в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС.

При обработке и анализе данных, полученных в результате эксперимента, обнаружилось "явление, которое ничем не предсказывается", сказал Шильцев. По его словам, данный феномен "можно объяснить существованием ранее совершенно никем не предсказанной частицы, перекрывающей по важности, если она действительно есть, открытие частицы Хиггса, которую ищут на коллайдере в Швейцарии и на "Теватроне".

Бозон Хиггса является последней до сих пор не найденной частицей Стандартной модели - теоретической конструкции в физике элементарных частиц. Одно из предлагаемых объяснений - это "первое в мире наблюдение так называемых суперсимметричных частиц", подчеркнул специалист.

Как он пояснил, суперсимметрия - это теория, которая гласит, что "частицы разных типов на самом деле являются проявлением одного и того же феномена под названием суперсимметрия". "То есть, например, у электрона существует, так сказать, более тяжелый партнер - суперсимметричный. Эта теория связывает легкие частицы - электроны, нейтрино, кварки - с более тяжелыми частицами. Мы их пока не видим, но они, в соответствии с этой теорией, должны существовать", - сказал Шильцев.

По его словам, "последствия очень далеко идущие, по крайней мере, для физики элементарных частиц, если это (предположения участников эксперимента), действительно, правда". "Если это действительно суперсимметрия, то это - открытие века", - подытожил эксперт.

В свою очередь, Денисов при оценке полученных заключений был более осторожен. Он подтвердил, что речь потенциально идет об открытии так называемой экзотической новой частицы. Это объект, "который имеет массу около 140-150 Гэв (гектоэлектронвольт) и распадается на две струи", рассказал Денисов.

Однако он добавил, что "этот объект может и не иметь никакого отношения к суперсимметрии". По его свидетельству, "научного утверждения такого плана (о выявленной экспериментальным путем суперсимметрии) нигде не ставилось".

"С одной стороны, может быть, это действительно есть какой-то первый признак чего-то абсолютно нового в физике, чего никто не ожидал, - сказал ученый. - С другой стороны, речь может идти просто об ошибке экспериментаторов".