Российские дети отныне защищены от пагубного воздействия внешнего мира на их психику. Президент РФ Дмитрий Медведев внес изменения в ряд законов. Все они направлены на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в источниках массовой информации.
В частности, теперь запрещено размещать рекламу в учебниках Кроме того, запрещается распространять рекламу, содержащую информацию, не предназначенную для распространения среди детей в образовательных организациях. Подробнее об этих изменениях радиостанции "Вести ФМ" рассказал академик Российской академии рекламы Вячеслав Черняховский.
"Вести ФМ": Вячеслав Степанович, как вы оцениваете инициативу президента и подписанный закон?
Черняховский: Естественно, как любой законопослушный рекламист, приветствую это, тем более что в законе о рекламе уже существует пункт 10 в статье 5, где говорится о том, что не допускается размещение рекламы в учебниках. Но последняя поправка запрещает комплексно - во всех учебниках, которые предусмотрены для всего цикла обучения.
"Вести ФМ": А до этого как было?
Черняховский: В действующем законе говорится о запрете рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального, общего и основного общего образования. А третий цикл у нас - это уже полное среднее, последние два года. И, кроме того, в дневниках и тетрадях тоже запрещена реклама.
"Вести ФМ": Вячеслав Степанович, но ведь тут получается какая-то коллизия: что вообще считать рекламой? Допустим, если в учебнике или на тетради, или в дневнике рекламируется какая-то спортивная секция?
Черняховский: Это реклама. Вы сами отвечаете на свой вопрос. Реклама - это информация, которая распространяется любым способом, в любой форме с использованием любых средств. Она адресована неопределенном кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (в вашем примере - это секция), и формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынок. Все то, что попадает на обложку учебника, обложку тетради, дневника, других школьных принадлежностей и преследует коммерческие цели - это и есть реклама.
"Вести ФМ": Хорошо, а социальная реклама? Если мы будем детей призывать просто к здоровому образу жизни?
Черняховский: Что касается социальной рекламы, то у нас отдельного закона, слава богу, нет о социальной рекламе. Определение социальной рекламы, которое дается в нашем законе, достаточно расплывчатое, потому что объединяет в себе несколько понятий. Это и государственная реклама, и общественно значимая реклама, благотворительная реклама. Я думаю, что какие-то конкретные меры по этому виду рекламы в обозримом будущем трудно предсказать. Нужно сначала определиться с тем, что все-таки имеется в виду.