В доке небольшого городка Островной Мурманской области прошла уникальная операция. Из затопленной атомной подводной лодки при помощи подъемного крана достали ядерный реактор. Внутри реактора находится 170 килограммов высокообогащенного урана.

В доке небольшого городка Островной Мурманской области прошла уникальная операция. Из затопленной атомной подводной лодки при помощи подъемного крана достали ядерный реактор. Внутри реактора находится 170 килограммов высокообогащенного урана.

С нами проводят краткий инструктаж. После чего переодеваемся в специальные костюмы и получаем личные дозиметры. В доке находится реакторный отсек советской атомной подлодки класса "Альфа". После аварии в начале 70-х годов ее реактор был остановлен, законсервирован и подготовлен к затоплению. После нескольких месяцев подготовки специалисты из центра по обращению с радиоактивными отходами готовы вытащить реактор и начать утилизацию.

"Реактор будет переставлен и специальным траверсом перенесен в другое помещение для разборки", – говорит Игорь Полищук, директор центра по обращению с радиоактивными отходами отделения Гремиха.

Это крайне опасная работа. Трудно предугадать, как поведет себя старый реактор. В случае аварии может начаться неконтролируемая цепная реакция мощностью в 18 Хиросим. Перед началом работы все проверяется еще раз. Только после этого звучит команда: "Начинается работа, все по постам! Поехали! С Богом".

На центральном пульте царит полнейшая тишина. Все внимание сосредоточено на мониторах. У самого реактора находятся лишь дозиметристы и главное руководство операцией. Еще через несколько минут реактор показывается целиком, начинают изменяться показания датчиков радиации.

Выгрузка из отсека 60-тонного реактора, внутри которого находятся 170 килограммов высокообогащенного урана, проходит крайне медленно. Подъем ведется со скоростью примерно 35 сантиметров в минуту. И чем выше над отсеком реактор, тем выше окружающий радиационный фон.

Сейчас он в 170 раз превышает допустимую норму. У самого же корпуса реактора дозиметры показывают превышение уже в 4 тысячи раз. Все это время в непосредственной близости к реактору находится крановщик. Когда реактор встает на приготовленную платформу, именно он срывает главные аплодисменты коллег за смелость и профессионализм.

"Пришлось усилить защиту кабины свинцовыми плитами, и еще мне выдали специальный скафандр", – рассказывает крановщик Юрий Зайнук.

Ученые говорят, что когда создавались подлодки так называемого 900 заказа, о разборке и утилизации их реакторов никто не думал. Большая часть документации была уничтожена. Специалистам из Росатома пришлось буквально заново изобретать велосипед.

"Ядерный реактор с невыгруженным ядерным топливом именно такого количества и обогащения никто еще не вынимал. Этот реактор был подготовлен к затоплению и не затоплен. Это нас радует", – говорит Валерий Пантелеев, директор "СевРАО".

Радует потому, что затопив этот реактор, мы получили бы ядерную бомбу с часовым механизмом. И серьезная экологическая катастрофа была бы лишь вопросом времени. По словам ученых, попадание всего нескольких литров воды на топливо спровоцировало бы ядерный взрыв. В течение полугода топливо из реактора будет извлечено и отправлено на утилизацию. И тогда еще одним радиационно-опасным объектом в России станет меньше.