Тема:

Рабочие "Молота" голодают 13 лет назад

Вятскополянский "Молот" стал голодообразующим предприятием

В городе Вятские Поляны Кировской области сложилась патовая ситуация. Практически все взрослое население – работники градообразующего предприятия "Молот" – уже год живут без зарплаты. Люди отказывают себе не только в элементарных потребностях, но даже в насущном – в еде.

В Кировской области, в городе Вятские Поляны, сложилась патовая ситуация. Практически все взрослое население – работники градообразующего предприятия "Молот" – уже год живут без зарплаты. Люди отказывают себе не только в элементарных потребностях, но даже в насущном – в еде. Особенно туго приходится многодетным семьям.

"Из динамиков круглые сутки льется музыка. Но здесь, на пустынной площади вымирающего города, это звучит как издевка. В Вятских Полянах работники градообразующего предприятия "Молот" 9 месяцев не видели зарплаты, а их дети от голода уже падают в обморок. "Питаемся – вот рожки, морковка с луком. Бабушка нам лапшу отправила, уксус, мяса кусочек последний, кусок жира", – говорит местная жительница.

Картошка жареная, вареная, тертая, печеная. Всю зиму только ей и питались. Спасли запасы со своего огорода, но они уже кончились. Один раз на заводе получили паек – немного муки, сахара и крупы. Получилось растянуть на месяц. "Как живем? Муж и я сдаем кровь, стали донорами, помогаем кому-то", – говорит работница завода Гуля Саляхутдинова.

Они не уходят с завода и продолжают там работать – бесплатно, как рабы. Все, что изредка приходит на сберкнижу, автоматически списывается в счет погашения ссуды. Пару лет назад, когда еще получали мизерную зарплату, сами подвели к бараку газ и воду. Холодную за долги летом отключили, горячую – так и не успели сделать. "Когда завод работал, надеялись, что рассчитаемся, теперь застряли в бараке, живем, как на пороховой бочке, боимся судебных приставов – придут и все заберут", – говорит Саляхутдинова.

Они работают на "Молоте" больше двадцати лет. Но такого бедственного положения дел не помнят. Руководство завода уверяет, заказов нет – платить нечем, людей кормит обещаниями и держит дистанцию. "К нашему руководству не подойти, они на тебя так смотрят, как будто ты клоп какой-то. По заводу с охраной ходят, я сама лично видела, меня охранник толкнул, потому что я на пути стояла, мы для них клопы, мы нелюди", – рассказывает работница "Молота".

У них есть вариант – пойти на биржу труда и получать там по 4800 рублей. Но этого не хватит, чтобы прокормить двоих детей, платить по счетам и выплачивать долги. Пособие выдают в течение года, найти работу даже за это время в городе невозможно. "Я тоже звонила на винзавод – там мойщица посуды нужна была. Но уже занято, идти некуда. Думаете, я просто так сидела бы? Нашла бы чего-то", – уверяет заводчанка.

Игрушки пылятся на полке, детей они больше не радуют. Им пришлось слишком рано понять, что такое деньги. Когда дети стали падать в голодные обмороки, областное правительство выделило миллион рублей. Около двухсот школьников теперь кормят два раза в день. Получается по 50 рублей на ребенка. "В некоторых семьях трое и более, представляете, голодные дети? Это трагедия – видеть голодного ребенка. Бывали голодные обмороки, видишь ребенка, и он хочет кушать. О какой модернизации образования можно говорить, когда дети голодные", – недоумевает директор гимназии Тамара Благодатских

Меню в школе самое разнообразное. Супы, мясо, плов, блинчики. На десерт дают плюшку, чай или кофе. "Мне, по сути дела, это ненужно, дали бы зарплату родителям. Зачем все это показывать? Вот молодцы какие, кормят.. Для чего это нужно? Для гордости?", – возмущается одна из учениц гимназии.

Отчаяние витает в воздухе Вятских Полян. Кто может – уезжает на заработки в соседние области или на север. Живет там по несколько месяцев, иногда возвращается, а иногда нет. Сколько семей распалось, никто и не считает. "Мужчины уезжают за пределы города, они приходят – у них комок в горле со слезами на глазах. Не хотят уезжать. Люди доведены до отчаяния. Был такой случай, вывесили листовки: "если не будете терпеть, то останетесь без заказа" – пытаются виноватить людей", – рассказывает работница завода Светлана Любовикова.

И люди терпят. Старшее поколение ветеранов говорит: это традиция такая. Хорошо, если старики могут помочь – когда рублем, а когда сухарями. "Побираться – это вообще надо пересилить себя, это страшная боль. Ну кто из родителей сознается: ребенок голодает, дайте ему лишнюю порцию кашу в столовой. Это грустно", – говорит ветеран завода Ким Гумеров.

Вот так "Молот" готовиться встретить свое 70-летие. Он возник на месте шпульной фабрики осенью 1941-го года. Машиностоительный завод вывезли из Подмосковья, наспех сколотили цеха, освоили производство и уже в ноябре того года отправили на фронт первые ППШ. Их создатель Георгий Семёнович Шпагин поселился здесь же в Вятских Полянах. За годы Великой Отечественной работники "Молота" собрали около 2 миллионов 300 тысяч пулеметов. Сразу после войны перешли на патефоны. На этом заводе построили первый отечественный мотороллер и наладили выпуск боковых прицепов. Их закупали полсотни стран мира. "Больше двухсот тысяч колясок выпускали, два цеха работали. В конце 1960-х начали выпускать зенитные пушки. Эти орудия шли во Вьетнам, сбивали американские самолеты", – рассказывает ветеран завода Валентина Алексеева.

Город рос на глазах. Строили школы, детсады, многоэтажки, гостиницы, бассейны, поликлиники, дома отдыха. Провели газ, возвели стадион на 27 тысяч человек и дворец культуры "Победа". Появился кирпичный завод, очистные сооружения, асфальт на дорогах. На "Молоте" в то время уже собирали гранатометы и ракетную технику. Не без труда, но смогли пережить и 1990-е. "Мы выпускали деревообрабатывающие станки, шло на ура, в очередь становились, и люди покупали", – говорит Алексеева.

С тех пор у "Молота" сменились три собственника. Фиктивные сделки, договорные контракты, выдуманные поставщики. Завод оказался опутан целой сетью подставных фирм. "Предприятие давно лихорадит, с 2007 года. Контрагентов очень много, фирмы не существуют на самом деле или сменили место регистрации. Отдельные фирмы были зарегистрированы на территории завода", – сообщила начальник межрайонной налоговой инспекции ФНС РФ № 4 по Кировской области Любовь Клобукова.

На сам завод нас не пустили, сослались на то, что в цехах никто не работает, а значит и смотреть на них нечего. Но рабочие сюда приходят и трудятся, не получая за это ни гроша. Разговаривать с нами напрямую многие побоялись, но передали письмо, в котором просят сменить собственника. Власти Кировской области, в принципе, тоже разделяют эту точку зрения. Но дальше слов дело почему-то не заходит. "Есть собственник. Он должен работать эффективно. Если нет, это экономические предпосылки для банкротства, и должен быть назначен новый собственник", – заявляет заместитель председателя Правительства Кировской области Олег Казаковцев.

А пока заводчанам советуют искать другое место работы. К примеру, осваивать новые территории. "Те фантазии переселения, которые из Москвы раздаются, это все бред. В первую очередь, нужна загрузка предприятия. Куда нам с этого корабля, с Вятских Полян?", – уверен коммерческий директор завода Анатолий Коробейников.

На предприятии числятся 4000 человек, работников перевели на сокращенный день. Им должны больше 300 миллионов рублей, но платить нечем. Реанимировать завод могут только серьезные вливания. "Сегодня для решения вопроса на "Молоте" требуется программа вложений – порядка 8 миллиардов рублей. Кто это будет – государство или новый собственник – вопрос", сообщил генеральный директор Центра региональной модернизации Дмитрий Жубрин.

"Призывы сменить собственника понятны с эмоциональной точки зрения, но надо признать, что продукция неконкурентноспособна. В том виде, в котором предприятие существует, его не будет, будут сокращения. Доходов нет, все имущество заложено, одна субсидия проблему не решила, задолженность выросла, людям пора серьезно задуматься, чем заниматься дальше", считает губернатор области Никита Белых.

Местный бизнесмен Сергей Журавлев рад бы помочь рабочими местами. Готов сажать картошку, морковь, взять людей на коровью ферму. Но сами заводчане, специалисты высшего разряда, не всегда согласны менять свою специальность. Уж сколько лет они отдали "Молоту". "Есть категория людей, которые будут всю жизнь мечтать и ни при каких условиях не будут работать. Ни при Обаме, ни при папуасах. Образ жизни такой избрали, инертная масса. Это с советских времен шло: за тебя думают в Полянах, Кирове, Москве. Мы не можем сообразить, что советской экономики нет, надо себя менять", – говорит предприниматель.

О том, как быть дальше говорили на вятскополянском форуме. Собрались почти 200 активистов. "Хоть в космос полететь – предлагайте, предлагайте!", – призывали его активисты. Предлагали проекты, говорили о деньгах. До конца досидели меньше 50-ти человек. Остальные вернулись на "Молот".