Глава МАК: борт Качиньского был полностью исправен


Россия 24

Под Смоленском, где разбился самолет президента Польши Леха Качиньского, следователи завершают осмотр места крушения. Все фрагменты лайнера изъяты, с ними работают польские и российские эксперты. В пятницу глава МАК Татьяна Анодина в интервью "России 24" рассказала о ходе расследования катастрофы.

Под Смоленском, где разбился самолет президента Польши Леха Качиньского, следователи завершают осмотр места крушения. Все фрагменты лайнера изъяты, с ними работают польские и российские эксперты. В пятницу глава Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина в интервью обозревателю Андрею Медведеву рассказала о ходе расследования авиакатастрофы.

- Какие-то есть результаты, которыми Вы могли бы поделиться с нами?

- Прежде всего, позвольте выразить глубокое соболезнование родным и близким погибших в авиакатастрофе, а также всему польскому народу. Техническое расследование авиационной катастрофы проводит техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета совместно с представителями Министерства обороны при тесном взаимодействии с польскими уполномоченными представителями и большой группой экспертов. Комиссия взаимодействует со следственными органами обеих сторон.

Расшифровка и анализ по летной информации и средств объективного контроля аварийных самописцев, так называемых черных ящиков, с самого начала – от вскрытия до анализа – проводятся совместно, документируются. Носители этой информации находятся в специальных сейфах, как и оборудование, которое поступило на исследование. Работа ведется на русском и английском языках, и каких-либо профессиональных или языковых непониманий и барьеров не существует.

- По каким правилам проводится расследование?

- Расследование проводится в полном соответствии с международными стандартами и правилами международной организации гражданской авиации ЭКАО, членами которой являются 190 государств, в том числе Россия и Польша. Межгосударственный авиационный комитет зарегистрирован в ЭКАО, как региональная международная организация. Хотелось бы отметить, что МАК является также членом международной организации независимых расследователей.

- Сейчас на месте катастрофы какие-то работы еще ведутся в рамках расследования?

- В рамках расследования проводится этап полевого расследования на месте авиационного происшествия. Завершена эвакуация всех сохранившихся фрагментов до специального места на аэродроме, которое охраняется. Выкладывается из фрагментов контур реального самолета в реальном масштабе. И хотелось бы подчеркнуть, что вот это даст возможность определить траекторию самолета, что очень важным является для основания всех дальнейших работ.

Кроме того, специалистами как польскими, так и российскими, совместной группой, проведен осмотр радиотехнических средств и средств метеообеспечения. Проведен в специальной лаборатории облет радиотехнических средств посадки и средств связи. Хотелось бы подчеркнуть, что вопросы, которые необходимы по изучению летной документации, технической документации, проводятся также совместно специалистами. Завершена аэрофотосъемка местности, а также все другие работы, которые необходимы по регламенту для этапа полевого расследования.

- Татьяна Григорьевна, что касается информации черных ящиков, безусловно, это сейчас всех интересует, то есть, получена ли эта информация?

- По данным расшифровки аварийно-бортовых самописцев, как звукового, так и параметрического, а также анализа факторов всех фрагментов, которые удалось найти на месте происшествия, установлено, что двигатели были работоспособны до момента столкновения с препятствиями. Пожара и взрыва на борту не было. По предварительным данным расшифровки средств объективного контроля, отказов бортового оборудования самолета не установлено. Проводится очистка информации, которая очень сильно зашумлена в кабине, но есть специальное оборудование, которое поможет нам иметь очищенную звуковую информацию. Польские специалисты оказывают очень большую помощь во всей работе по расшифровке и анализу. Кроме того, сохранился и найден бортовой эксплуатационный самописец. По совместному решению он будет расшифровываться в Польше на заводе-производителе.

- А не могли бы Вы пояснить, что это за самописец?

- Эксплуатационный самописец имеет тот же объем информации параметрической, который имеется на аварийных самописцах.

- Я так понимаю, что этот самописец не защищен, у него нет защитного кожуха, как, например, у так называемых черных ящиков?

- Совершенно верно. Эксплуатационный самописец не защищен. Очень редко при серьезном крушении он сохраняется. Тем не менее, в данном случае он сохранен, и, как я уже сказала, очень важно, что будет использоваться, как дополнительное средство при расследовании и расшифровке.

- Татьяна Григорьевна, много было сообщений о том, что якобы польский самолет заходил на посадку два раза или даже четыре раза. Все-таки сколько было попыток?

- Однозначно установлено, что польским экипажем была сделана одна попытка.

- Это абсолютно точно?

- Да. Эта информация абсолютно однозначная. Это достоверно установлено.

- Я Вас благодарю за то, что Вы нашли время для нас и смогли рассказать, хотя, наверное, не все, наверное, это не окончательные еще данные.

- Действительно, предстоит еще очень большой объем работы. После завершения полевых расследований, расшифровки, анализа эта работа будет проводиться скрупулезно, открыто. Могу только сказать, что все, и причина в первую очередь, будут установлены объективно, профессионально и открыто, как и положено по международным правилам. И Межгосударственный авиационный комитет, и техническая комиссия будут регулярно информировать общественность о ходе расследования.

Ту-154 разбился при заходе на посадку 10 апреля. На борту находилась официальная делегация Польши – 96 человек – практически всё высшее руководство страны, в том числе и президент Лех Качиньский с супругой. Они летели на траурную церемонию в Катынь. Не выжил никто.