В Латвии, Словакии и Германии членов парламента штрафуют за прогулы, а в Италии депутат в принципе не может проголосовать за товарища по партии – он должен отсканировать отпечатки пальцев. О том, как заставить российских парламентариев ходить на заседания, рассказал спикер Госдумы Борис Грызлов.
- Борис Вячеславович, вот уже вторую или третью неделю в стране идут дебаты по поводу посещаемости депутатами заседаний Государственной Думы. Мы в редакции пытались какие-то критерии определить и, признаться честно, запутались, потому что взглянули, например, на иностранные парламенты. В британском дебаты продолжаются, когда присутствует по одному депутату с каждой стороны, остальные работают в округах у себя, и все счастливы. В других странах есть штрафы. Но тоже, не совсем понятно, за что брать и из какого бюджета. В результате я так понимаю, что здесь, в Думе, шел активный процесс по поводу того, что можно предложить. И есть уже какие-то первые наметки, да?
- Конечно. Мы дали возможность поработать в рамках действующего закона, действующего регламента и использовать административный ресурс фракций. Ну, надо сказать, что "Единая Россия" повысила процент присутствия, другие фракции не повысили, поэтому вопрос о кардинальных изменениях, он назрел. Но я хочу сказать об общей ситуации. Почему в зале меньше депутатов, например, чем в Думе четвертого созыва? Здесь есть абсолютно четкие ответы и аргументы. Впервые Дума пятого созыва собрана по партийным спискам. Впервые. Если раньше каждый регион был представлен депутатом, который победил в одномандатных округах, и только он имел там возможность иметь приемную и работать в том регионе, а представители других фракций туда даже не наведывались, то теперь, когда у нас голосование по партийным спискам, каждая фракция хочет иметь свое представительство в каждом субъекте федерации. Понятно, что если у нас 315 голосов в "Единой России", мы можем своими депутатами перекрыть все субъекты Российской Федерации, и даже не по одному депутату. Другие фракции имеют количество депутатов меньше, чем количество субъектов, но они стараются, тем не менее, посетить все субъекты. И поэтому не хватает региональной недели для региональной работы. Ведь еще очень важная составляющая работы депутатов – это работа по наказам избирателей, по претворению в жизнь тех обещаний, которые давались во время предвыборной кампании. И именно поэтому депутаты зачастую дни пленарных заседаний тоже проводят в регионах. Те решения, которые сейчас будут предлагаться, они, по мнению фракции "Единая Россия", смогут удовлетворить и желание быть в субъектах, и повышение плотности работы в залах пленарных заседаний.
- Это административные, денежные решения? Какие в результате?
- Первое. Предлагается, при сохранении общего количества заседаний в месяц, уменьшить количество недель пленарных заседаний, то есть эти шесть заседаний провести в течение двух недель.
- То есть, вы будете заседать большее количество раз в неделю?
- Совершенно верно. Сейчас мы два раза в неделю заседаем, будем заседать три раза. Таким образом мы за две недели проведем те же шесть заседаний, которые проводятся и сейчас, а две недели оставшиеся будут предложены депутатам для работы в регионах, для работы в комитетах, во фракциях для выполнения представительских функций
- И соответственно, меньше шанс, что депутат оказывается в командировке в день, когда ему нужно быть на пленарном заседании?
- Совершенно верно. Мы будем стараться планировать именно так свою работу. Но, все-таки если говорить о фиксации наличия депутатов здесь, в Москве, в здании Государственной Думы, у нас есть возможность использовать электронные методы фиксации. И в удостоверениях депутатов есть зашитый чип, который можно прикладывать к считывающему устройству, и тогда будет известно, что депутат находится в здании Государственной Думы и, наверное, сможет прийти в зал пленарных заседаний. Далее мы хотели бы час голосования, где мы принимаем в окончательном третьем чтении закон, проводить в фиксированное время. Сейчас есть предложение, что это будет среда (соответственно, недели работы здесь, в Москве) в 14 часов. Вот к этому моменту максимальное количество депутатов должны быть в зале. Это тоже будет контролироваться. Ну, а что касается доверенностей, которые депутаты дают на голосование своим коллегам, то мы обращались ранее в Конституционный суд. И Конституционный суд сказал, что любой гражданин Российской Федерации должен иметь право дать доверенность другому гражданину для выполнения каких-то функций. То есть предоставление доверенности для голосования – это абсолютно объективная необходимость. Бывают командировки, бывают болезни, бывают необходимость сидеть с престарелыми родителями, и в какой-то день никто другой не сможет больше с ним сидеть и так далее. Мы постараемся описать перечень случаев, в которых можно давать доверенность, но институт доверенности на голосование, он будет оставлен.
- Я чуть-чуть добавлю от себя, потому что вы работаете внутри Думы и, может быть, о каких-то вещах уже автоматически рассуждаете. Вот я сейчас шел к вам по коридору, вижу: идет пленарное заседание, какое-то количество депутатов, тем не менее, находится в своих кабинетах, и следит по внутренней трансляции.
- Связи.
- То есть вы имеете в виду, что депутаты, пусть даже остаются в кабинетах, смотрят пленарное заседание, и в момент, когда надо голосовать, приходят в зал?
- Ну, такая схема работает в Германии, в Бундестаге. Там есть сирена, которая примерно за три минуты до предполагаемого голосования звучит, и все депутаты из кабинетов бегут в зал пленарного заседания. Мы будет вносить поправку в закон о статусе, где меняем принципиальную фразу. Сегодня фраза следующая: "Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации принимают участие в пленарных заседаниях". Мы эту фразу меняем на следующую: "Обязаны принимать участие в пленарных заседаниях". То есть это обязанность депутата.
- Спасибо.

























































































