Государственная Дума отреагировала на критические замечания президента Медведева по поводу посещемости заседаний. Предложения парламентариев на этот счет, однако, иначе как паллиативными назвать нельзя. Каковы же возможные способы действительно решить проблему?

Государственная Дума отреагировала на критические замечания президента Медведева. В начале апреля, встречаясь с лидерами четырёх представленных в парламенте партий, президент заметил: "Меня удивляет иногда картинка из зала заседания Государственной Думы, когда там сидит 10-15 процентов от списочного состава. Коллеги, надо что-то с этим делать. Это, в конечном счёте, оскорбление всех, кто голосовал за партии. Пусть ходят на заседания, а те, кто не ходят, - давайте изменим законодательство, - пусть гуляют в другом месте". Прошло всего два месяца, и вот депутатский корпус, собравшись с силами, сообщил, как примерно собирается (в частности, реагируя на критику президента) бороться за лучшую посещаемость своих пленарных заседаний. Говоря "прошло всего два месяца", я вовсе не иронизирую: нужно понимать, что в нашей ситуации решить проблему депутатских прогулов немыслимо трудно, если вообще возможно.

Оговоримся: посещаемость заседаний - никак не главный критерий для оценки работы парламента. Были бы законы безупречны - никто бы особенно не придирался к деталям их принятия. Однако пустые залы заседаний и вправду вызывают неприятные чувства, да только непонятно, что тут предпринять. Вспомним, как президент старательно оговаривался, прежде чем сделать своё замечание парламентариям: мол, работа Думы - вне моей компетенции, вы - другая власть. Правильно оговаривался: Президент не распоряжается Законодательной властью. Можно сказать, что их начальник - избиратель; но в нашем случае это высказывание будет чересчур теоретичным и не применимым к делу. Вот, кабы депутаты избирались по мажоритарной системе, а не по партийным спискам, да ещё существовал бы работоспособный закон об их отзыве – тогда да. Тогда не в меру гуляющего депутата разочарованный избиратель мог бы отозвать. И выбрать на его место кого-нибудь поусерднее. А сейчас - увы.

Что же надумали сделать по этому поводу сами депутаты? Честно говоря, немногое. Едва ли не самая радикальная из представленных публике идей состоит в следующем. Сейчас в законе о статусе депутата говорится, что депутаты "посещают" пленарные заседания. Теперь же предлагается принять к закону поправку, чтобы говорилось, что парламентарии "обязаны посещать" эти же заседания. На естественный вопрос: что же грозит депутату, который ослушается этого пункта закона, депутаты пока отвечают нестройно. Один говорил журналистам, что санкции будут установлены в регламентах Думы и Совфеда, другой - что, по его мнению, никаких нарушителей и не будет. Оно, конечно, понятно, как сделать у публики впечатление, что нарушителей не стало - просто прекратить телевизионные трансляции из залов заседаний, но депутаты же любят, чтобы их показывали по телевизору.

Есть у думцев и ещё предложение: сократить длительность сессий, чтобы можно было скоренько, за неделю-полторы в месяц, отзаседаться пленарно и разъезжаться по своим делам: по округам ли общаться с избирателями, или ещё куда. Или ещё: сделать обязательным личное присутствие депутатов только на третьем, заключительном чтении законопроектов - и уж на них обеспечить посещаемость. Такого рода идеи даже и комментировать не хочется. Всё это очевидные паллиативы. Если идти по этой дороге, то уж надо прямо восстанавливать практику Верховных Советов коммунистической эры. Тогда никто не обманывал ни себя, ни публику депутатством "на профессиональной основе". Народные избранники раз или два в году на несколько дней съезжались в Кремль, в ударном темпе единодушно голосовали за все скопившиеся законопроекты, отоваривались в "особой секции" ГУМа и возвращались к своим станкам и коровам. Но мы же, кажется, не этого хотим? Так что же тогда делать?

Напомню слова Ежи Леца: безвыходным мы называем положение, очевидный выход из которого нам не нравится. Проводить перед каждым заседанием честную регистрацию присутствующих и при отсутствии кворума заседание не открывать. Да нынешний регламент Думы примерно это и предусматривает. Выполняйте Конституцию и регламент - только и всего. Так вы сорвёте пару-другую заседаний - на вас пойдёт такое давление со всех сторон, что вы поневоле либо прогуливать перестанете, либо сдадите мандаты. А если для вас это слишком отяготительно, тогда и впрямь лучше телетрансляции запретить - вот и дело с концом.