Известный кинорежиссер Петр Тодоровский сегодня отмечает 85-летие. Тодоровский снял несколько десятков лент, в том числе – легендарные "Городской романс", "По главной улице с оркестром", "Интердевочка", "Анкор, еще анкор!", "Военно-полевой роман".

Известный кинорежиссер Петр Тодоровский сегодня отмечает 85-летие. Народного артиста России поздравил президент Дмитрий Медведев. Тодоровский снял несколько десятков лент, в том числе – легендарные "Городской романс", "По главной улице с оркестром", "Интердевочка", "Анкор, еще анкор!", "Военно-полевой роман". Является автором сценариев ко многим собственным лентам, кроме того, писал для них музыку.

Он, конечно, знает: актеры его не просто любят – обожают. Режиссер Тодоровский – единственный, у кого настроение на площадке, несмотря ни на что, – одно, улыбчивое.

Про работу с актерами говорит – ювелирная. Он и сам снимался, дважды, вспоминает с ужасом.

"Первые два дня я ловил себя на том, что стараюсь быть хотя бы естественным, таким, каким я есть, ничего не изображать, ничего не играть", – вспоминает Петр Тодоровский.

Играть Тодоровский любит за кадром, "Весну на Заречной улице" не только снимал как оператор, но озвучивал, соло на гитаре – его.

А в фильме "По главной улице с оркестром" уже его руки и его же музыка. Не сочиняет. Она, говорит, как-то сама появляется. Как? Для него, почти потерявшего слух на войне, до сих пор большая загадка. На фронт ушел в 19, войну не прошел – прожил.

Шинель не по росту – с убитого, окопы, передовая, атаки и смех любимой женщины комбата, солдаты называли её королевой фронта. В "Военно-полевом романе" смеяться так будет Наталья Андрейченко.

Режиссер Тодоровский о войне впервые рассказал еще в "Верности", своем первом фильме, памяти друга, детдомовца, погибшего от снайперской пули. Войне, которая, конечно, не отпускала, посвятит еще много, но почти нигде не будет ни перестрелок, ни наступлений, ни грандиозных сражений.
Главное, признается, – человек, на войне или после, в городке военном.

"Анкор" не приняли, те же военные критиковали: такого не было и быть не могло. К совести взывали и раньше. "Интердевочка" – перестроечная бомба. Как заслуженный фронтовик мог пойти на такое, нарушить табу? 40 миллионов зрителей за один только 1989-й, и все, кажется, ожидали одного, получали – совсем другое.

"Я была на 100 процентов уверена в Петре Ефимовиче Тодоровском, что это не судьба падшей женщины или занимающейся древнейшей профессией, я знала, что это будет судьба просто женщины, в первую очередь, потому что для Петра Ефимовича женщины, это, мне кажется, – все", – уверена Елена Яковлева, народная артистка России.

"Петра Ефимовича мы между собой называем, да и не только между собой, женской души мастер, он настолько действительно женский режиссер и настолько он знает женскую природу", – говорит, в свою очередь, актриса Ирина Розанова.

Слово "женщина" Тодоровский и произносит как-то особенно – мелодично, мечтательно, называет тайной неразгаданной, снимать их любит, но и испытывает. Петр Тодоровский – режиссер зимний.

"Снег покрывает все маразмы, которые вокруг, вместе с тем белое – очень красиво, зимой актеры естественно себя ведут, когда мороз сильный, то и они приподнимаются", – считает Тодоровский.

Про свой юбилей режиссер говорит: дата, конечно, серьезная, но о работе все равно мечтает, три сценария ждут.