Археологи рассказали о наиболее ярких находках сезона

Археологи жаловались на неимоверно жаркое лето, но для подводных исследователей, открывавших сезон ранней весной, этой проблемы не существовало. Работы на Волхове принесли немало сенсаций – со дна реки с бытовыми предметами, изделиями новгородских ремесленников, подняли две уникальные печати.

Археологи жаловались на неимоверно жаркое лето, но для подводных исследователей, открывавших сезон ранней весной, этой проблемы не существовало. Работы на Волхове принесли немало сенсаций – со дна реки наряду с бытовыми предметами, изделиями новгородских ремесленников, подняли две уникальные печати.

Академик Валентин Янин единственный из живущих, кто лично почти шесть десятилетий назад присутствовал при находке в новгородском культурном слое первой берестяной грамоты. Этот сезон подарил еще 43 письма из Средневековья, одно из них обнаружили в Старой Руссе, остальные нашли на Троцком раскопе в Великом Новгороде.

Ученые говорят не только об обилии грамот в этом сезоне, но и о хорошей сохранности большинства берестяных находок. Получатели писем часто забывали порвать их после прочтения, кроме того, на многих документах, и это также особенность этого года, текст начертан на обеих сторонах березовой коры. Исследователи нашли в текстах новые слова и неизвестных прежде отправителей и адресатов.

Сразу два раскопа в этом сезоне было в самом сердце Великого Новгорода – в Кремле. Один на Владычном дворе – докопали до материка, на другом – где вскрыли остатки церкви Входа в Иерусалим XIV века – только разведку провели. Строительство этого храма возрождало каменное строительство, надолго замершее во времена монголо-татарского ига.

В этом году археологи работали на валу окольного города, вскрытые ими остатки одной из башен поведают, как выглядели оборонительные сооружения XIV века. А на Рюриковом городище изучали ров времен основания Великого Новгорода IX века. После недавнего приезда Владимира Путина на консервацию церкви Благовещения на городище и археологические работы, уже сейчас выделяют 10 миллионов рублей. Теперь главное успеть их освоить. Впрочем, как показывает практика, это возможно. К примеру, на Десятинном раскопе в то время, когда повсеместно работы сворачиваются, к исследованиям только приступили.