На биеннале в Венеции Россию в этом году представит гуру московского концептуализма Андрей Монастырский. Художник уже четыре раза участвовал в смотре, но еще не представлял страну официально.

"Пушке" 35 лет, и она все еще сбивает с толку. У кровати, на пианино, между томами книг другие арт-объекты Андрея Монастырского. За пределами дома еще сотни оформленных идей и материализованных вопросов к миру и себе. Следующее произведение задумано мэтром московского концептуализма для Венецианской биеннале 2011 года.

"Она будет называться "11". У Блока "12", а это будет "11". Некий момент исторической перспективы там будет присутствовать", – рассказывает Андрей Монастырский, художник, теоретик искусства.

Точнее, историческая ретроспектива – это попытка оглянуться на советскую историю. Скорее всего, она обернется огромной инсталляцией на весь российский павильон. Монастырский 4 раза участвовал в Венецианской биеннале, но еще не представлял страну официально. В этом, как говорит художник, "есть свой прикол". Остальное – тайна. Впрочем, можно предположить, что работа Монастырского, как всегда станет ребусом для тех, кому не лень хорошенько подумать.

"Человек может ходить несколько дней. Вот, например, когда я в детстве в 15 лет увидел первый раз "Земляничную поляну" Бергмана или "Затмение" Антониони, я неделю или две ходил и пытался понять", – вспоминает Андрей Монастырский.

Осознанная недоступность для широких масс и как результат творческая изоляция, своего рода башня из слоновой кости вокруг московских концептуалистов. Единица измерения в их мире – идея, метод выражения – акция или объект, способ коммуникации с миром – выставка, книга или каталог.

Это видео из личного архива совсем новое. Лес и поле – экспериментальные площадки Монастырского. С 70-х годов группа, им возглавляемая, устраивает тайные акции за городом, иногда вовсе без зрителей.

Молодой Монастырский вывешивал абсурдные псевдокоммунистические лозунги на деревьях, а в КГБ потом не знали, к чему именно придраться, просто чувствовали подвох. Предчувствие подвоха – один из главных инструментов концептуализма. В чем он будет заключаться на Венецианской биеннале, самом престижном смотре современного искусства в мире, остается пока только гадать.